Здоровый сон счастливый ребенок

О книге «Здоровый сон – счастливый ребенок»

В книге «Здоровый сон – счастливый ребенок» Марк Вайсблут даёт советы касательно режима сна. Каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок хорошо высыпался, был бодрым и весёлым, легко засыпал, рос здоровым и умным. Кроме того, хороший сон ребёнка также даёт возможность отдохнуть и родителям.

В книге автор рассказывает о том, как сон влияет на самочувствие ребёнка, состояние здоровья, психику, будущие успехи в учёбе и развитии важных навыков. Марк Вайсблут уверен, что здоровый сон повышает вероятность хорошей успеваемости в школе, в то время как дети, страдающие расстройствами сна, часто не могут сконцентрироваться, бывают раздражительными и даже агрессивными.

Доктор изучил массу специализированной литературы, проводил множество исследований, наблюдал за своими детьми. Он выделил основные элементы, которые оказывают наибольшее влияние: продолжительность сна в сутки, дневной сон, непрерывный сон, режим и регулярность сна.


Родители должны стремиться создать ребёнку такой режим, чтобы он мог вырасти здоровым и счастливым человеком. Зачастую родители не знают, как справиться с проблемами засыпания у ребёнка. Некоторые дети спят спокойной только первые месяцы после рождения, некоторые хорошо спят днём, но плохо спят ночью. Случается, что ребёнок полностью отвергает дневной сон или может заснуть только при определённых условиях. В самых сложных случаях ребёнок вообще очень мало спит и плохо себя чувствует.

Автор данной книги даёт советы в зависимости от возраста ребёнка, от его состояния, он рассказывает, как научить ребёнка засыпать самостоятельно, как увидеть первые признаки усталости, чтобы вовремя уложить его в кроватку. Книгу будет полезно прочитать тем, кто только собирается заводить детей, поскольку, возможно, потом на это не будет ни сил, ни времени, а также тем, у кого уже есть дети с нарушениями сна. Стоит принять во внимание, что книга написана зарубежным автором, а потому некоторые советы стоит адаптировать под свой ритм жизни.

На нашем сайте вы можете скачать книгу «Здоровый сон – счастливый ребенок» Марк Вайсблут бесплатно и без регистрации в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt, читать книгу онлайн или купить книгу в интернет-магазине.

avidreaders.ru

Новорожденный: первая неделя жизни

Считается, что этот спокойный и тихий период первых дней жизни ребенка каким‑то образом синхронизирован со временем, которое требуется для начала полноценной выработки молока у матери. Дети много спят, от 15 до 18 часов в сутки, но, как правило, короткими промежутками от двух до четырех часов. Эти периоды сна не подчиняются смене дня и ночи, поэтому используйте для отдыха любой подходящий момент.


Вопрос: Я слышала, что ребенка нужно укладывать, когда он уже сонный, но еще не заснул. Но всякий раз, когда я его кормлю, он очень быстро засыпает. Значит ли это, что я должна будить его, прежде чем укладывать спать?

Ответ: Новорожденные, как правило, всегда засыпают во время кормления, и будить их нет смысла. Это противоречит матери-­природе! Дети постарше часто почти спят, когда заканчивают сосать. Если у них отобрать грудь или бутылочку, они сразу же начинают сонно озираться, просто чтобы убедиться, что все в порядке, а затем глубоко и уютно засыпают рядом с вами в постели или в своей кроватке.

Так почему же вам говорят, что не следует позволять ребенку засыпать, пока вы его успокаиваете или кормите? Существует теория, согласно которой младенец учится успокаиваться самостоятельно, и он этому не научится, если вы не будете делать, как сказано. Давайте рассмотрим два сценария.

Сценарий № 1: Вы не должны давать ребенку бодрствовать более часа или двух и следить за признаками сонливости. Когда он начинает клевать носом, вы принимаетесь его успокаивать и / или кормить, и ребенок становится все более сонным и переходит в зону сна, но еще не полностью спит, когда вы заканчиваете его успокаивать и / или кормить. После этого ребенок может продолжать успокаиваться самостоятельно, достигая состояния глубокого сна без вашего участия. Этот процесс протекает легко, потому что малыш не переутомлен, и 80% детей (с нормальным уровнем беспокойства и плача) вполне с этим справляются.


Сценарий № 2: Вы позволяете ему бодрствовать слишком долго, и он переутомляется. Ребенок уже миновал зону сонливости и перешел в зону усталости. Теперь, когда вы начинаете его успокаивать и / или кормить, то обнаруживаете, что у вас не получается просто положить ребенка в кроватку, чтобы он спал, если только малыш не успевает глубоко заснуть к концу процесса успокаивания и / или кормления. Ему трудно успокоиться и заснуть самостоятельно, так как он переутомлен, а 20% детей (с повышенным уровнем нервозности / коликами) в первые месяцы жизни в любом случае обычно ведут себя именно так. Проблема не в том, что у вас не получается уложить ребенка, когда он уже сонный, но еще не совсем заснул, а в том, что вы позволили ему переутомиться, или в том, что малышу не повезло и у него повышенный уровень нервозности.

Отсюда следует, что, если родителям удается «укладывать ребенка спать сонным, но еще бодрствующим», значит, у него меньше проблем со сном, а если родители этого не делают (или не могут сделать), значит, у малыша существует больше проблем со сном. На самом деле, успех этой стратегии зависит от того, хорошо ли отдыхает ваш ребенок. Если вы по незнанию допустили, чтобы он переутомился, или ваш ребенок страдает коликами, эта стратегия не будет иметь успеха.

2 — 4-ая недели: усиление беспокойства


Исследования показали, что в первые несколько недель самый длительный сон у ребенка может продолжаться не более трех­-четырех часов и наступать в любое время дня и ночи. Обычно говорят, что новорожденный «путает день с ночью».

В эти недели со всеми детьми происходит перемена, к которой вы должны быть готовы. Иногда, когда ребенок вот-­вот заснет или вот­-вот проснется, он вдруг резко и сильно дергается всем телом. Когда дремлющий ребенок погружается в глубокий сон, его глаза закатываются. Эти явления совершенно нормальны для перехода от бодрствования ко сну и наоборот. Кроме того, все дети по мере развития их головного мозга постепенно становятся более активными, заинтересованными и возбужденными. Вы можете заметить, что ребенок находится в постоянном движении: он дрожит, сокращает и расслабляет мышцы, трясет конечностями, гримасничает, вертится и икает. Порой ваша милая крошка вдруг начинает нервничать, мучиться или перевозбуждаться по неизвестной причине.

Вопрос: Почему дети, которых кормят грудью, едят по ночам чаще, чем те, кого кормят смесями?

Ответ: Возможно, грудное молоко быстрее переваривается, поэтому ребенок, сосущий материнскую грудь, может проголодаться быстрее, чем при питании смесью.


зможно, мать, выбравшая естественный способ вскармливания, более чувствительна или настроена на своего ребенка и чаще реагирует на звуки, которые он издает просто во сне или сигнализируя о том, что проголодался. Возможно, у кормящей матери сильнее стремление дать ребенку всю возможную заботу и питание, и она использует грудь вместо пустышки, даже если он просто беспокоится, а вовсе не голоден. Также может быть, что кормящая мать чаще откликается на сигналы, подаваемые ребенком, из‑за неудобства, которое испытывает при переполнении груди. Или же она не уверена, получает ли ее ребенок достаточно молока, потому что, в отличие от кормления из бутылочки, при кормлении грудью нельзя определить, сколько ребенок съел.

5 — 6-ая недели: максимум плача и беспокойства

В возрасте примерно шести недель или, если ребенок родился преждевременно, через шесть недель после предполагаемой даты родов дети начинают осмысленно улыбаться.

Примерно в то же время, когда малыш начинает осознанно улыбаться, т. е. в возрасте около шести недель, ночной сон становится более организованным, и самый продолжительный период сна предсказуемо и регулярно приходится на вечерние часы. Теперь он составляет от четырех до шести часов. Поведение малыша становится все более разумным и устойчивым. Он проявляет все больше интереса к различным предметам — например, игрушкам и играм, и у него намного увеличивается спектр эмоциональных реакций.
Но вместе с тем для многих родителей этот период оказывается наиболее тяжелым, потому что именно в возрасте около шести недель у многих детей наступает пик беспокойства и активности.

Даже поведение ребенка с повышенным уровнем нервозности в шесть недель может стать еще хуже, чем было. Теперь у вас есть три сценария действий:


  • 1 «Пусть поплачет», игнорирование, исключение. Вот свидетельство матери: «Мы уже слышали когда‑то о том, что надо «дать ребенку поплакать», но это казалось мне слишком жестоким. Из прочитанной книги я сделала вывод, что, подходя к ребенку ночью всякий раз, когда он плакал, я стимулировала его и заставляла бодрствовать, а вовсе не успокаивала, как мне казалось. Все, что я читала о «ночном материнстве» и «родительстве, основанном на привязанности», не только не помогало, но, наоборот, наносило вред. Мы решили попробовать метод «исключения» доктора Вайсблута. В первый вечер я положила Ареса, как обычно, в восемь часов, но когда в десять он начал плакать, не подошла к нему. Это было одно из самых трудных решений, которое мне когда‑либо приходилось принимать. Он плакал на протяжении 45 минут. Я думала, что умру. Но, перестав плакать, он проспал всю ночь. Я была уверена, что мой ребенок умер. Но на следующее утро он проснулся счастливым и отдохнувшим, а потом, часа через два, снова заснул прямо у себя на коврике для игр.

    этого момента мы поверили в то, что доктор Вайс­блут знает, о чем говорит. Вечером мы проводили целый ритуал — купали его, читали ему, кормили в шесть часов вечера, а затем укладывали в кроватку сонным, но еще бодрствующим. Днем он спал два раза, после слегка сокращенного ритуала укладывания, и спал два часа утром и час после обеда. Почему‑-то перед тем, как заснуть днем, Арес совершенно не плакал, а просто тихо засыпал. Однако по вечерам продолжал плакать по 45 минут после того, как я его укладывала, еще несколько недель. Это было очень тяжело, даже болезненно. Но после того как он засыпал, ребенок спал по 12 часов, что было для меня совершенно поразительно, и он был настолько веселее днем, что мы не отступались от избранного метода. Постепенно Арес научился засыпать вообще без слез и продолжал каждую ночь спать как минимум по 12 часов”.
  • 2 Контролируемый плач, частичное игнорирование, постепенное исключение. Один из методов этого сценария — оставить ребенка примерно на пять минут, потом вернуться и снова успокоить его до сонного состояния или снова уложить после успокаивания. Если он опять начинает громко плакать, оставьте его на десять минут, а затем повторите процесс утешения. Если плач возобновляется, оставьте ребенка на 15 минут, прежде чем снова повторить процесс утешения. Эта последовательность повторяется с прибавлением ко времени игнорирования по пять минут каждый раз, пока ребенок во время одного из приступов плача не заснет или пока он не будет лежать тихо после процесса успокаивания. Другой метод тоже включает в себя постепенное увеличение времени игнорирования, но в этом случае его увеличивают примерно на пять минут каждые два дня. Исследования показывают, что этот метод хорошо срабатывает за четыре — девять ночей.

  • 3 Проверка и утешение. Реагировать на сигналы, подаваемые ребенком ночью, родителям наименее сложно. Если ребенок плачет, вы тихо заходите к нему, чтобы проверить, все ли в порядке, и нежно успокаиваете в темноте, стараясь не брать его на руки. Вместо этого вы можете погладить ребенка по животику, легонько потрепать по головке или тихонько покачать кроватку. Вы используете минимум покачиваний, колыбельных и, если это необходимо, питания, чтобы вернуть ребенка к спокойному и сонному состоянию. Этот метод нравится тем, кто привержен принципам «родительства, основанного на привязанности», поскольку считается, что он дает ребенку ощущение эмоциональной уверенности в том, что его плач не останется без ответа, поэтому малыш учится доверять своей матери и не чувствует себя брошенным. Однако нет никаких доказательств того, что ребенку как‑то вредит, если ему позволяют плакать.

7 — 8-ая недели: развитие более продолжительных периодов сна

Существенные биологические перемены, начинающиеся у ребенка в этом возрасте, свидетельствуют о тенденции к более раннему засыпанию и к удлинению периодов непрерывного ночного сна.


Вопрос: Через сколько я должна укладывать ребенка спать?

Ответ: Не позже, чем после двух часов бодрствования.

Приблизительно два часа бодрствования — это максимальное время, которое могут выдержать большинство детей и не переутомиться. Иногда ребенку требуется всего около часа бодрствования. Такие короткие периоды, как правило, возникают рано утром. Старайтесь начинать укладывать ребенка еще до того, как он переутомится, — до того, как у него начнет портиться настроение, до того, как он будет раздражаться, тянуть себя за волосы, бить по ушам или тереть глаза. Такой тип поведения обычно развивается в пределах двух часов бодрствования, если не уложить малыша при первых признаках усталости. Следите за этими признаками. Правило двух часов не означает, что ребенок должен два часа бодрствовать, а затем два часа спать. Два часа — это интервал, в течение которого вы должны уложить ребенка спать.

Как успокоить ребенка с коликами и без

Определенно помогают в успокаивании:

  • ритмичное укачивание;
  • сосание (пустышка на очень короткой ленточке, прикрепленной к наволочке подушки или к воротнику детской пижамы; лента должна быть короткой, чтобы она не могла намотаться за шею ребенка);
  • пеленание.

Возможно, помогают в успокаивании:

  • овечья шкура;
  • мягкая игрушка со звуком сердцебиения;
  • тихая запись звука работающего пылесоса или текущей воды;
  • удаление из кроватки стимулирующих игрушек или яркого света ночью;
  • мягкое одеяло, которое ребенок может обнимать;
  • прикладывание головки ребенка к мягкому валику в кроватке.

3 — 4-й месяцы: окончание периода повешенной нервозности и колик

В чем заключается лучшая стратегия сна для вашего малыша в таком возрасте? Как и младенца с «легким» темпераментом, которому от шести до восьми недель, ребенка в возрасте трех-­четырех месяцев необходимо укладывать для дневного сна в тихом месте после периода бодрствования не более двух часов.

Вопрос: Когда я укладываю ребенка спать не более чем через два часа бодрствования, то сколько он должен спать?

Ответ: На этом этапе дневной сон может быть как коротким, так и продолжительным, здесь нет закономерностей. Такое разнообразие объясняется тем, что та часть мозга, что ответственна за регулярный дневной сон, еще не полностью развита. Следите за признаками усталости, которые помогут вам решить, достаточно ли долго спал ваш ребенок в этом конкретном случае.

Всегда подходя к ребенку, когда ему нужно спать, вы тем самым крадете у него время сна. Ваше пожелание позволять ему плакать, возможно, отражает происходящую внутри вас борьбу между здравой идеей о том, что иногда его необходимо оставлять одного.

Вопрос: Когда я должна начинать устанавливать регулярный режим дневного сна для ребенка? Когда следует начинать проявлять постоянство в методах успокаивания перед дневным сном?

Ответ: Регулярный дневной сон развивается в возрасте 12–16 недель. Вначале возникает регулярный сон в утренние часы, а затем, через несколько недель — во второй половине дня. Когда именно следует начинать приучать малыша к дневному сну, зависит от вашего опыта и темперамента ребенка.

Типичные ошибки, связанные с дневным сном

  • Слишком длительный интервал бодрствования.
  • Использование качелей, поездки в автомобиле или коляске во время сна.
  • Непостоянство методов, применяемых при успокаивании и укладывании ребенка.

Как успокоить ребенка и научить его спать (от рождения до 4-х месяцев):

  • Поощряйте сосание: не переживайте, если ребенок заснет, пока будет сосать.
  • Ритмичные укачивающие движения.
  • Пеленание.
  • Массаж.

Задумывайтесь о том, как вы будете успокаивать ребенка, но помните, что более важно — когда вы станете это делать:

  • 1 Дети очень быстро устают уже после одного или двух часов бодрствования. В течение дня вы должны отмечать время пробуждения ребенка, а затем помогать ему заснуть, начав успокаивать в течение следующих одного-­двух часов, прежде чем он переутомится. Старайтесь, чтобы периоды бодрствования были поко­роче.
  • 2 У детей в возрасте до шести недель ночной сон наступает в позднее время, и они не спят подолгу ни днем ни ночью. Днем старайтесь укладывать ребенка спать до того, как он переутомится. Всегда реагируйте на его запросы. Избегайте состояния переутомления.
  • 3 80% детей после шести недель по ночам становятся спокойнее, спят немного больше и вечером начинают раньше проявлять признаки сонливости. Такому ребенку не стоит давать плакать.
  • 4 20% детей и после шести недель не становятся спокойнее по ночам, не начинают дольше спать и не проявляют признаков сонливости в более раннее время вечером. Тем не менее старайтесь укладывать ребенка пораньше, даже если он не выглядит сонным. Тратьте на его успокаивание больше времени: дольше качайте, устраивайте ему роскошные долгие купания и бесконечные поездки на автомобиле. Отцы должны больше помогать матерям в уходе за такими детьми. Не позволяйте ребенку плакать.
  • 5 При укладывании днем постоянно применяйте один и тот же подход.
  • 6 Через несколько недель после рождения укладывайте ребенка спать в тихом и темном помещении.
  • 7 В шесть недель начинайте следить, нуждается ли ваш ребенок в более раннем укладывании, если у него нормальный уровень нервозности. У детей с повышенным уровнем нервозности такая потребность может появиться немного позже.
    В четыре месяца периоды бодрствования у ребенка становятся длиннее, но вы должны синхронизировать начало процесса успокаивания с началом проявлений у него признаков сонливости. У детей с нормальным уровнем нервозности они могут возникать предсказуемо, или «по часам». У детей с повышенным уровнем нервозности предсказуемость и регулярность режима сна появляются гораздо позже.
  • 8 После четырех месяцев по отношению к ребенку, который ранее страдал коликами, может потребоваться применить методы «пусть поплачет», контролируемого плача или проверки и утешения. В редких случаях это может быть необходимо в более раннем возрасте.

5 — 6-й месяцы: развитие послеполуденного сна

После четырех месяцев сон ребенка становится больше похожим на сон взрослого. Однако, он все еще нуждается в дневном сне. Около девяти утра лягте вместе с ребенком или уложите его спать одного. Если малыш проспит примерно около часа, повторите все то же самое перед следующим сном, около 13:00.

Вопрос: Что делать, если ребенок днем проспал мало? Когда я укладываю моего малыша, он плачет долго, но меньше часа, а затем засыпает, но спит не очень долго. После этого я опять должна оставлять его плакать? Иногда, после того как я укладываю его днем, он не плачет, но все равно спит недолго. Нужно ли оставлять его плакать после короткого дневного сна, чтобы он проспал подольше?

Ответ: Если сон продолжается намного меньше 30 минут, вы можете попробовать оставить ребенка одного еще на 30–60 минут, даже если он плачет, чтобы у него была возможность снова заснуть без вашей помощи. Если дневной сон продолжается значительно больше 30 минут, то менее вероятно, что ребенок снова заснет без вашей помощи, поэтому вы можете оставить его на дополнительные 30 минут или же сразу подойти к нему и больше не давать ему плакать. В целом, чем короче дневной сон и чем меньше его восстанавливающее воздействие, тем дольше ребенок должен пробыть один.

Наиболее типичная проблема со вторым дневным сном — слишком длинный интервал бодрствования после первого сна. Из­за этого ребенок переутомляется и с трудом может заснуть или проспать долго. Если плач и успокаивание, связанные с ранним послеобеденным сном, заняли у вас много времени и на часах уже гораздо больше 14:00 или 15:00, забудьте об этом периоде и попробуйте уложить ребенка в конце дня или ранним вечером. Если это произойдет около 16:00, ограничьте продолжительность этого сна примерно полутора часами, чтобы обеспечить разумно раннее время вечернего укладывания. Если это будет позже, скажем, около 17:00, дайте ребенку спать, сколько он хочет, потому что этот «дневной» сон может просто перейти в ночной, а сохранять раннее время утреннего пробуждения очень важно.

Третий сон необязателен. Если он возникает, то время его начала может варьировать от 15:00 до 17:00. Разной может быть и продолжительность этого сна, но, как правило, он очень короткий.

www.woman.ru

Сразу скажу, что рецензия будет длинной и немного путанной, книга оказалась для меня действительно важной. Надеюсь, моя рецензия поможет родителям, безумно уставшим и готовым на все.
Автор, американский врач-педиатр, отец четверых детей, много лет занимается исследованием детского сна. Труд получился весьма внушительным, более, чем на 600 страниц. Многие мысли неоднократно повторяются, но для меня это показалось оправданным, помогло лучше усвоить идеи автора.

Основные принципы: сон для ребенка имеет исключительно важное значение, влияет на внимание, настроение, здоровье, способность учиться и качественно взаимодействовать с окружающим миром. В связи с этим, задача родителей — обеспечить ребенку качественный здоровый сон. Дети, которые были беспокойны сразу после рождения и плохо спали, усваивают эту привычку, продолжая плохо спать и далее. Любящие родители, которые обращаются к ребенку по первому его требованию, потворствуют плохой привычке плохо спать. Сон становится неглубоким, фрагментированным, не дает полноценного отдыха и восстановления. Накапливается недосып, организм начинает работать в авральном режиме, выделяются гормоны стресса, активизируются все процессы, ребенок начинает спать все хуже, все меньше. Чтобы разорвать этот замкнутый круг, нужно научить ребенка спать. Автор предлагает вырабатывать режим, не навязывая при этом конкретного времени ребенку. Необходимо ориентироваться на признаки усталости и укладывать ребенка до того, как он переутомится, уделять серьезное внимание дневному сну. В результате постепенно происходит восстановление, ребенок начинает отдыхать. Сон ведет ко сну — важнейшая парадоксальная мысль. «Это не логично, но биологично».
Теперь о том, что же вызывает споры — кардинальные методы обучения самостоятельному засыпанию. Проще говоря, оставить ребенка плакать до тех пор, пока он не заснет — полное исключение или постепенно исключение.

Самый большой бальзам на мою душу — деление автора всех детей по типу темперамента. Все дети разные — вот основной посыл.

Каждый ребенок уникален. Дети подобны маленьким снежинкам. Они рождаются с набором индивидуальных особенностей, от которых зависит их физическая активность, продолжительность сна и длительность периодов плача. Однако дети различаются и на более тонком уровне. Некоторых понять проще; у них как будто сам по себе вырабатывается предсказуемый график кормлений и сна. Они также обычно меньше плачут и больше спят. Дети, поведение которых следует такому «встроенному» распорядку, проявляющемуся без особых вариаций, в большей степени способны успокаиваться самостоятельно, легче засыпают, а просыпаясь по ночам, чаще могут снова заснуть без чьей-либо помощи. Но не стоит винить себя, если ваш малыш не такой предсказуемый, больше плачет и хуже умеет успокаиваться самостоятельно. Вам просто не повезло, хотя общественное мнение может влиять на ваше восприятие этой ситуации.

У некоторых детей от рождения сложный темперамент. При воспитании проблемного ребенка родители испытывают сильный стресс, поскольку их сын или дочь исчерпывает все их ресурсы своим чрезмерным плачем и требованиями. У таких детей больше проблем со сном, и они сильнее реагируют на стимулы, что вызывает у родителей ответные сильные реакции. Вы можете поймать себя на том, что вам не хватает терпения, вы измучены и разочарованы. Простое «нет» вызывает у вашего ребенка истерику. Если вы даете ему синий шарик вместо желтого, последствия бывают поистине катастрофическими, и вы чувствуете себя совершенно беспомощными.

80% детей отличаются более-менее спокойным темпераментом, как правило, довольно рано начинают хорошо и сладко спать. Остальные 20% — дети с повышенным уровнем нервозности, среди них еще некоторое количество отличается особо крутым нравом. Так вот, нам посчастливилось стать родителями именно такого ребенка. Он практически не спал с рождения, с 3-4 мес совершенно перестал засыпать в коляске, автокресле. Некоторые истории из книги, где родители сутками носили на руках плачущего ребенка, про нас. Он засыпал с плачем с огромным трудом, спал 30 минут на руках, просыпался с плачем и отчаянно плакал следующие час-два до тех пор, пока нам не удавалось снова положить его спать. Тяжелые дни сменялись жуткими ночами, когда его отчаянный громкий плач звучал еще страшнее.

По мере взросления, у него бывали хорошие периоды, однако то, что сейчас именно хороший период, мы начинали понимать лишь после того, как все становилось хуже. Например, какое-то время он просыпался каждые два часа по ночам, чтобы поесть, утром просыпался в 6.00-6.30. Я чувствовала себя очень уставшей. Однако потом, такой режим сна стал казаться сказкой, так как все испортилось окончательно. Затем начались проблемы с засыпанием. Он действительно нуждался в сне, но не мог спать. Впадал в истерику, растирая в ярости глаза и лицо, дергал себя за волосы и уши, но не мог заснуть.

И вот, мы решились попробовать. Первую ночь он плакал час и уснул. Сказать, что это было нелегко — это ничего не сказать. Затем проснулся через два часа, поплакал 20 минут и заснул. После этого проспал пять часов. Я чувствовала себя так, как будто оказалась в кошмарном сне и наблюдаю за происходящим как бы со стороны. На вторую ночь после укладывания он кричал 20 минут и уснул. Ночью он не просыпался. На третью ночь он кричал две минуты. Однако очень тяжело было оставить его, потому что он приходил в отчаяние, зная, что его оставляют спать. На данный момент прошла неделя, сегодня я положила его в кровать, он не заплакал, не стал вставать, садиться, просто лег, не плакал совсем. Сейчас он спит с 20.30 приблизительно до 7.00-7.30. Ему 1,2 года. С дневным сном у нас до сих пор проблемы, если решимся, то через какое-то время попробуем таким же способом наладить и дневной сон.

Люди, у которых дети хорошо спят, засыпают сами тогда, когда захотят, отличаются спокойным характером, умеют сами себя занимать, играют сами, как правило считают себя специалистами по воспитанию, снисходительно и назидательно давая советы, не пытаясь допустить, что дети разные, не пытаясь поставить себя на место другого.

Но, наконец, я нашла того, кто в полной мере может меня понять — это Марк Вайсблут. Он с поразительной точностью описал все мои трудности, проблемы и переживания, убедив меня в том, что моей вины в них нет, и я сделала все, что могла. Испытывать жуткий стресс, переутомление, когда все перестает радовать, то чувство, когда трудные дни сменяют ужасные ночи, и кажется, что это никогда не закончится и вся дальнейшая жизнь будет такой. Я нашла огромное успокоение в этой книге, которого не могла найти целый год. Просто мой ребенок отличается ударным темпераментом, и нам с мужем чуть труднее его воспитывать чем, остальным. Это не потому, что мы плохие неумелые родители, это потому, что так распорядилась природа. Он очень упорный, любознательный и пытливый маленький человек, и мы его безумно любим.

Тем, кто говорит, что автор просто бесчеловечная зверюга, а ребенок, которого оставляют плакать, вырастет израненным духовно калекой, утратившим всякое доверие к миру, я советую просто прочесть вдумчиво книгу от начала до конца. То, что мы сделали, это крайняя мера. Конечно же, если ваш ребенок в целом неплохо спит, просыпаясь ненадолго пару раз за ночь, то этот метод не для вас.

Также хочется отметить весьма здравый взгляд автора на причины и способы устранения коликов, грудное вскармливание.
Есть и перегибы, например, полог для кроватки, чтобы ребенок более старшего возраста, из нее не выбрался. Вот это действительно немного жутко даже на мой взгляд. Кроме того, автор порой предлагает экстремально раннее укладывание — в пять или в шесть вечера.

Книгу, определенно, стоит прочесть всем родителям, чьи дети испытывают проблемы со сном, а затем уже решать, в какой мере пользоваться предложенными рекомендациями.

www.livelib.ru

Решила вынести в начало ВАЖНОЕ.
Уже не раз сталкиваюсь с тем, что некоторые мамы, прочитавшие эту книгу, решают, что чтобы улучшить сон ребенка, надо оставить его проораться. Да, в книге сделан действительно большой упор на этот метод, а методы более мягкого обучения (контролируемого плача, например) или полного следования за ребенком (совместный сон и кормление по требованию хоть 20 раз за ночь) подвергаются критике. Но! Проораться — это реально последняя стадия обучения для действительно сложных детей, это не способ научить ребенка самостоятельному засыпанию как таковой, а средство преодоления сопротивления воле родителя. При этом ребенок уже готов к тому, чтобы спать самостоятельно — он не переутомлен, у него выстроен режим, отработаны ритуалы и, когда его оставляют одного в кроватке, он уже ПОНИМАЕТ, что пора спать. Оставить проораться ребенка, не готового учиться самостоятельному засыпанию, жестоко. Оставить проораться ребенка, который уже знает, что после массажа и колыбельной он должен уснуть, нормальный обущающий этап. Мне реально обидно читать в мамских сообществах, как Вайсблута и его советы демонизируют.

Эту книгу я прочла уже после того, как основная часть работы над улучшением сна моей дочери была проделана, и очень жалею, что она не попалась мне в руки раньше — возможно, даже еще в беременность. Потому что я считаю, что наравне с "Мой ребенок не хочет есть" Карлоса Гонсалеса — это одна из самых нужных книг, которые могут пригодиться свежеиспеченным родителям.
Мы склонны трепетно относиться к вопросам безопасности, досконально изучая результаты краш-тестов автокресел, к выбору одежды (комбинезон с каким количеством утеплителя подойдет ребенку на зиму?), к проблемам питания (священные войны ГВ против ИВ, давать водичку или не давать, нюансы прикорма и прочие хиты мамских сообществ), а вот сон ребенка почему-то зачастую объявляется вопросом вне родительской компетенции: "перерастет" — вот самый частый ответ, который измученные недосыпом мамы и папы слышат от более опытных друзей, собственных родителей и даже педиатров. Это не так, способы улучшить детский сон есть — и об этом книга доктора Марка Вайсблута "Здоровый сон — счастливый ребенок".

Марк Вайсблут — педиатр с 30-летним стажем, консультант многих известных родителей (на обложку книги вынесена благодарственная цитата Синди Кроуфорд), а также четырежды отец и трижды дедушка. Он исследовал сон более 2000 детей и помог множеству семей улучшить детский сон. Сразу поясню, что да, он не видит ничего ужасного в методе "дать проораться", который приводит в ужас множество трепетных мам. Но! Его метод — это не тупо оставить ребенка в комнате и дать ему поплакать, это тщательная подготовка с выработкой режима, после которой, лично по моему мнению, большинство здоровых детей и так начнут гораздо лучше спать без всяких проораться. Ну, а если кто-то после этой подготовки захочет использовать более мягкие методы, то и это возможно. Только я сразу скажу, что практически все методы обучения самостоятельному засыпанию так или иначе приведут к детским слезам — чудес не бывает. Но всем известные приемы, как-то: ритуалы, ранее укладывание, отслеживание времени сна и бодрствования — это все Вайсблут.

По ходу чтения отмечала для себя наиболее интересные и важные моменты и хочу поделиться ими с вами.

Точно так же, как мы знаем, сколько кальция нужно вашему ребенку для того, чтобы его кости были прочнее, нам известно, насколько важен здоровый сон для развивающегося головного мозга <…> дефицит сна в детстве может нанести вред развитию нервной системы <…> Мне кажется вероятным, что нездоровый режим сна становится одной из проблем, связанных со школьным обучением, таких как синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) и отставание в учебе. Я также предполагаю, что хронически утомленные дети превращаются в хронически утомленных взрослых, которые страдают от проблем, не поддающихся измерению: меньшей выносливости, меьшей способности противостоять стрессу, нехватки любопытства, сочувствия, веселости. Суть проста: сон — очень мощный инструмент воздействия на настроение, поведение, трудоспособность и личностные качества.

Длительный ночной сон никак не связан со способом кормления — грудным или искусственным. Это факт, который подтверждают многочисленные исследования. <…> Никто и никогда не публиковал информацию о том, что способ кормления (грудное молоко или молочная смесь, кормление по расписанию или по требованию) или введение твердой пищи могут влиять на сон.

Пять элементов здорового сна:
1. Общая продолжительность сна (дневного и ночного).
2. Наличие дневного сна.
3. Непрерывность сна.
4. Режим сна.
5. Регулярность сна.

Какие-то особые события часто становятся причиной пропуска или сокращения периодов дневного сна. НЕ становитесь рабами режима. Чем лучше вы будете соблюдать его в обычные дни, тем меньше будет вреда от таких особенных дней.

Чувство гнева по отношению к собственному плачущему малышу пугает, но оно совершенно нормально. Вы можете одновременно любить своего ребенка и ненавидеть его приступы плача. У всех родителей время от времени возникают противоречивые чувства к своим детям.

Фрагментация или дефицит сна, возникающие при прерывистом положительном подкреплении со стороны родителей, становятся причиной переутомления малыша, выражающегося в повышенном уровне его нервозности, хотя биологические факторы, вызывающие чрезмерную нервозность/колики в более раннем возрасте, давно преодолены.

Были опубликованы данные о ом, что матери, которым давали прослушивать записанный на пленку плач детей, считающихся "трудными" (не их собственных), описывали его как более раздражительный, резкий и возбужденный, чем плач "легких" детей. <…> Анализ звукозаписи  плача помогает понять, откуда берется такая оценка. В плаче "трудных" детей было обнаружено больше пауз между звуками, чем в плаче "легких". Такие паузы постоянно заставляют слушающего предполагать, что приступ плача уже закончился. Кроме того, достигая максимальной интенсивности, плач "трудных" детей достигает и более высокой частоты звука. Именно из-за этих двух основных отличий их плач кажется более пугающим, пронзительным и раздражающим.

Незамедлительно кидаясь к ребенку, как только он начинает плакать, родители лишают его возможности научиться засыпать самостоятельно. Из-за этого ребенок не может овладеть очень важным навыком самоуспокоения, который будет необходим ему на протяжении всей дальнейшей жизни.

Хороший дневной сон улучшает ночной, и наоборот, недостаток дневного сна вызывает пробуждения ночью.

По всей видимости, за дневной и ночной сон отвечают разные отделы головного мозга, поэтому просто следует сохранять постоянство методов укладывания днем и вечером, даже если они различаются между собой (от меня: у нас с Верой сейчас именно так — днем я делаю ритуал, ложусь с ней рядом и помогаю ей уснуть, бубня колыбельную и поглаживая, ночью — полностью СЗ).

Может быть, это будет первый раз, когда вы проигнорируете протесты вашего малыша, но уж точно не последний. Наступит время, когда вы будете прививать ему другие здоровые привычки, такие как мытье рук или чистка зубов. Когда он станет более подвижным, вы будете стараться обеспечить его безопасность, не позволяя совершать слишком рискованных действий на игровой площадке. Еще позже, чтобы предотвратить травмы головы, вы не разрешите ему ездить на велосипеде без шлема. В каждом подобном случае протестующий плач не помешает вам приучать ребенка к здоровым привычкам и правилам безопасности. Раннее начало и постоянство — гарантия выработки правильных привычек.

В том, что ребенок засыпает у вашей груди, нет ничего плохого, если он не испытывает проблем со сном. Но если у вас есть сложности с обучением ребенка самостоятельному засыпанию, если он всегда засыпает у вашей груди и у него наблюдаются те или иные нарушения сна, то засыпание при кормлении может быть одной из составляющих этих нарушений.

Про раннее укладывание (18.00-20.00): Попробуйте представить себе, каким было "нормальное" время отхода ко сну до возникновения и распространения электрического освещения, радио, телевидения, видео, поездок на работу из пригорода и семей, где оба супруга работают и вынуждены каждый день совершать путешестие от места работы до детского сада, а потом обратно.

Вопреки распространенному мнению прорезывание зубов не заставляет ребенка просыпаться ночью. Если спросить у родителей, что бывает, когда у детей режутся зубки, они ответят: всё! Все болезни, высокая температура и ушные инфекции, которые совпадают по времени с появлением зубов, объясняются именно этой причиной. <…> Хорошее исследование <…> было проведено в Финляндии. Ученые на основании ежедневных посещений и проверок 233 детей заключили, что прорезывание не вызывает повышения температуры и количества лейкоцитов в крови или же воспалений. И самое главное — оно не приводит к ночным пробуждениям.

Можете мне не верить, но, по данным одного исследования, 18-летние студенты колледжа, плохо спящие по ночам, в детстве, как сообщили их матери, имели проблемы со сном. Создается впечатление, что если у ребенка в раннем возрасте не было возможности научиться засыпать самостоятельно, он уже не научится легко погружаться в сон.

Я сознательно не стала приводить цитаты с методиками улучшения сна — потому что считаю, что для полноценной работы над сном ребенка книгу стоит прочесть полностью, а не выдергивать куски из контекста. Структура книги удобна для использования ее в разные периоды жизни ребенка: сначала дается общая информация, статистические данные по нормам сна, потом разделы по возрастам (от рождения и до подросткового периода) с практическими планами действий по пунктам, и наконец разбор отдельных нюансов — как-то медицинские причины нарушения сна, особые события, могущие повлиять на детский режим (переезд, отпуск, появление в семье нового ребенка). Это однозначно musthave для книжной полки молодых родителей — конечно, не все сталкиваются с проблемами детского сна, но, если такое случится, лучше быть готовыми заранее.

"Здоровый сон — счастливый ребенок" можно купить на лабиринте, на озоне, электронную версию на литресе.
И бесплатно! — на Флибусте.

the-paper-plane.livejournal.com

Очень жаль, что у меня не было возможности прочитать эту книгу раньше, например, во время беременности. Думаю, мне удалось бы избежать нескольких лет бессонницы, имей я более полное представление о том, что значит сон в жизни человека, особенно маленького.
Суть книги проста – ребенка надо учить засыпать. Надо учить спать, не просыпаясь, а в случае пробуждения посреди ночи его надо учить успокаиваться самостоятельно и снова засыпать.
Я часто наблюдаю детей, для которых сон это что-то вроде наказания. Как мучительная процедура укладывания! Сначала он носится как угорелый и орет, потом полтора часа ерзает в постели и ноет и никакие ритуалы, поглаживания, сказки и колыбельные не работают. Налицо крайнее переутомление. Хорошо, если такой малыш спокойно спит всю ночь, а что делать, если он встает и не желает возвращаться в постель?
Когда я только родила, я была уверена, что лучшее, что я могу сделать для ребенка, это отзываться на каждый его писк сразу же, кормить по требованию и круглосуточно, спать в одной постели, давая тем самым ощущение защищенности и тепло. Это было прекрасное намерение, лишенное меры и оно, в конечном итоге, завело меня и мою семью в тупик. Через пару лет мучений я поняла, что несмотря на все свои усилия, на руках у меня не довольный уверенный в себе малыш, а капризное, тревожное существо, которое не в состоянии спать дольше 4-х часов подряд и эти 4 часа он спит на мне, не давая мне даже перевернутся на другой бок!
Конечно, в моем окружении находились люди, которые советовали «дать проораться», а я, гордая мать, прижимала к груди ребенка и говорила: «Нет, это не мой метод!». Да уж, мой метод это не спать и проживать свои дни как зомби. Но повторюсь, физические страдания на многое меняют взгляд, а неспящий ребенок это страдание для всех, для матери в первую очередь, ведь мы испытываем огромную вину и стыд, «я все делаю не так!» Невыспавшееся дите истерит по любому поводу весь день, пока не свалится без сил. И тут не помогает на психология, ни медикаменты, ни гомеопатия… Это все вопрос воспитания и привития навыка.
Я благодарна автору книги за то, что он поднимает вопрос об участии других членов семьи в уходе за ребенком. Об этом важно говорить, потому что я вижу все больше мам маленьких детей, которые вынуждены все делать в одиночку, потому что папы заняты зарабатыванием денег, коих, увы, часто не хватает на найм помощников. А после зарабатывания денег у пап нет ни сил, ни желания, ни ощущения того, что он должен помогать жене с ребенком. Этот момент хотелось бы отметить отдельно – налаживание режима это дело всей семьи и это большой и глубокий вопрос, касающийся также отношений между мамой и папой. Спасибо автору за такой подход.
Так что же делать, если «дать проораться» не вариант, а спать хочется всем в доме? Включить голову, понаблюдать за собой, за своими страхами, за ребенком. Завести журнал учета сна и пробовать внести изменения не только в «сонные» ритуалы, а вообще в свое общение с ребенком. Благодаря автору я поняла важную вещь, касающуюся не только сна, а воспитания в целом. Рано или поздно ребенок от меня отделится и будет жить своей жизнью. Более того, рождение это уже отделение. Моя родительская задача (сейчас это кажется очевидным) подготовить его к самостоятельной жизни. Не отталкивать, не отказывать в ласке, не муштровать и не дрессировать, а учить, сохраняя глубинную привязанность родителя и ребенка. Вырабатывать навык самостоятельного успокоения, чутко реагируя, где ребенок может справиться сам, а где без родителя не обойтись (а это очень и очень сложно). В этом плане книга перекликается с книгой Памелы Друкерман «Французские дети не плюются едой», от которой я, мягко говоря, не в восторге, просто потому что она очень однобока. У Вайсблута хотя бы есть попытки размышлять, наблюдать, рассуждать и постоянно обращаться к опыту конкретной семьи.
Сон очень важен для ребенка. Казалось бы, постулат, не требующий напоминания. Но для меня было новым знание о том, что «бессоница тянет за собой бессоницу, а сон притягивает сон». Хорошо отдохнувший и спокойный ребенок хорошо спит, а потом отлично чувствует себя во время бодрствования. Не надо укладывать ребенка спать тогда, когда он утомлен до крайности и бегает по потолку, не надо дотягивать до этого момента, укладывать надо до того, как ребенок стал показывать признаки переутомления и возбуждения. Автор подробно объясняет, почему уставший ребенок выглядит бодрым и тем самым вводит взрослых в заблуждение. Вайсблут напомнил о том, что до изобретения электричества, ТВ и радио люди ложились спать гораздо раньше, чем мы, поэтому в отношении детей будет справедливым пересмотр режима в сторону более ранних укладываний.
Еще один заинтересовавший меня момент – возможная связь сна и СДВГ у детей. Правда, автор оговаривается, что не доказано научно, что здесь причина, а что следствие, но связь очевидна – гиперактивные дети мало спят. В общем, сон это пища для мозга и было бы неплохо, если бы днем спали даже подростки.
Да, в книге есть такой метод как «игнорирование». Я его не применяла, не созрела пока да и нет поддержки со стороны семьи в этом вопросе. Но быть внимательнее к себе и к ребенку эта книга меня однозначно побудила. Режим мы пока не наладили, но истерики, слава Богу, уже прекратились и настроение немного улучшилось. Будем потихоньку двигаться дальше.

www.labirint.ru