Здоровый сон счастливый малыш

Переводчик Мария Кульнева

Редактор Полина Суворова

Руководитель проекта И. Серёгина

Корректоры М. Миловидова, Е. Чудинова

Компьютерная верстка А. Фоминов

Дизайнер обложки О. Сидоренко

Иллюстрация на обложке Shutterstock.com

© Marc Weissbluth 1987, 1999, 2003, 2005

© Издание на русском языке, перевод, оформление. ООО «Альпина нон-фикшн», 2014

* * *

Предисловие

Подруга порекомендовала мне эту книгу, когда моему первому ребенку, Пресли, было семь месяцев. Я еще кормила его грудью, но уже собиралась бросать, по крайней мере, точно готова была отказаться от кормления в четыре часа утра. К тому же мы приучили Пресли засыпать исключительно на ком-то. Это было прекрасным оправданием, когда мне самой нужно было поспать, но очень неудобно в загруженные работой дни.

Я проглотила книгу буквально в считаные часы, незамедлительно начала применять идеи автора на практике и получила почти мгновенный результат.


е особенно понравилось то, что доктор Вайсблут научил меня присматриваться к признакам того, что ребенок готов заснуть, и укладывать его спать до того, как он переутомится. Меня также весьма успокоило объяснение сна как одной из базовых потребностей ребенка. Когда малыш голоден, вы предлагаете ему здоровую пищу. А если он устал, вы должны предложить ему здоровый сон, даже если он не осознает этой потребности или думает, что в этом не нуждается (точно так же, как мои дети обычно не просят у меня на обед овощи!).

Как корреспондент программы «Доброе утро, Америка!» я смогла встретиться и побеседовать с доктором Вайсблутом в рамках серии выпусков, посвященных первому году жизни ребенка. Мне очень повезло, что я познакомилась с ним (да, я воспользовалась своим положением!). Доктор Вайсблут стал для меня источником полезных советов касательно не только сна, но и приучения детей к горшку и дисциплине.

Доктор Вайсблут, спасибо вам за то, что стали моим наставником и другом. Конечно, я не могу сказать, что мои дети никогда не просыпаются по ночам или всегда беспрекословно подчиняются, когда пора ложиться спать. Естественно, у нас бывают свои взлеты и падения, но это неизбежно. Однако у нас есть режим сна, который мы всегда стараемся поддерживать и восстанавливать после путешествий или каких-то иных событий, нарушающих его. Обладать этим и знать, как это работает, действительно очень полезно – особенно когда вы боретесь со сном в два часа ночи. Мне симпатична философия доктора Вайсблута, который утверждает, что важнее всего в жизни – хороший отдых семьи. И, к счастью, благодаря этой книге большинство дней (и ночей) нам это удается!


Как пользоваться этой книгой

Если вы еще только ждете ребенка, для обоих родителей, а не только для будущей матери очень важно прочитать введение и главы 1, 2, 4 и 5. Постарайтесь ознакомиться с ними еще до рождения ребенка, потому что, какими бы уставшими вы ни чувствовали себя сейчас, потом вы будете уставать еще больше, и читать что-либо вам будет, мягко говоря, тяжело. Из этих глав вы поймете, почему так ценен здоровый сон, как удовлетворить потребность ребенка в сне, как справиться с его беспокойством и плачем по вечерам и как предотвратить нарушения сна.

Если ребенок уже родился, скорее всего, вы вымотаны, растеряны или и то и другое. Вскоре после родов из-за нехватки сна вы сами можете чувствовать себя, как младенец, неспособной сконцентрироваться и разработать план действий. А если вы кормите грудью, то, вероятно, измучены и физически. Мужьям, которым, несомненно, приходится легче, просто необходимо прочесть разделы этой книги и стать тренерами для своих жен. В первую очередь, даже если ваш ребенок не слишком перевозбуждается и не плачет по вечерам, пожалуйста, прочтите главу 4, потому что время от времени приступы беспокойства возникают у всех детей.


сле этого переходите к нарушениям сна, описанным в главе 3; вначале прочитайте о проблеме, а потом обратитесь к «Плану действий для измученных родителей». Наконец, прочитайте «План действий для измученных родителей», который идет перед каждой главой, соответствующей возрасту вашего ребенка, и после нее, потому что хронологический возраст может служить лишь примерным ориентиром при нарушениях сна и борьбе с ними. Если ребенок храпит, или дышит во сне ртом, или у него слишком сухая и раздраженная кожа, прочтите соответствующие разделы в главах 10 или 11.

Введение

Почему бы моему ребенку не спать лучше? Откуда в нем столько энергии? Кажется, он вообще никогда не устает; он просто бегает, бегает и бегает, пока не свалится. Я выжата как лимон, и знаю, что он тоже должен утомляться. Конечно, он никогда нормально не спал, даже когда был совсем малюткой. Он постоянно бодрствовал по ночам. Дневной сон? Забудьте! Ну да, он иногда засыпал ненадолго, но только у меня на руках или в машине. Мне просто казалось, что это нормально, потому что какой ребенок захочет спать, когда вокруг столько интересного?! Но мне все равно не хотелось слушать его крики и плач, когда он отказывался укладываться. Но сейчас ему уже два года, и я начинаю уставать от ежевечерних битв. Иногда мне так хочется, чтобы он наконец стал поспокойнее.

Звучит знакомо?

У каждого ребенка бывают моменты, когда что-то идет не так, как ему хочется. Но почему у одних детей они бывают реже и проходят быстрее, чем у других?


Книга «Здоровый сон – счастливый ребенок» объяснит вам, как утомление, вызванное плохим качеством сна, заставляет одних детей чаще выходить из себя и взрываться сильнее остальных. Также вы узнаете, как хроническое утомление может сказаться на школьных успехах вашего ребенка. Книга покажет вам, как вы можете выработать, улучшить и поддерживать его спокойное поведение, привив ему привычку к правильному сну.

Я проведу вас сквозь ночные сумерки и озарю своим факелом наиболее сложные проблемы, которые могут мешать сну вашего ребенка. Первый этап нашего путешествия пройдет по местности, которая может быть незнакома даже опытным родителям. В части первой этой книги «Как спят дети» описывается здоровый сон, нарушения сна и типичные мифы о сне. Мы также вступим на не слишком приятную территорию, которая еще не была исследована, и поговорим об опасных последствиях плохого сна для всей семьи. Вторая часть книги «Как родители могут помочь своим детям научиться спать правильно» – это путеводитель по режимам сна и решению наиболее типичных проблем, возникающих у детей разного возраста. Наконец, в третьей части мы изучим «Прочие нарушения и проблемы сна».

Когда наше путешествие закончится, вы сможете самостоятельно повести вашего ребенка к правильному сну.

Что я имею в виду под здоровым сном?

Знаете ли вы, как хорошо высыпаться по ночам и чувствовать себя отдохнувшим? Я думаю, что знаю.


иногда я ложусь спать слишком рано, а иногда слишком поздно, а уж мне-то должно быть многое известно о сне! На самом деле никто в точности не знает, как именно программировать хороший сон, чтобы всегда чувствовать себя отдохнувшим. В понимании принципов сна мы еще находимся на уровне Средневековья. Интересно, что во время ранних исследований сна взрослых добровольцев держали в глубоких темных пещерах. Это делалось для того, чтобы природные циклы изменения освещенности не влияли на сон испытуемых и исследователи могли бы без помех изучать, как сон влияет на организм и ощущения человека. Конечно же, сегодня исследователи сна работают в специально оборудованных лабораториях и используют «неправильные» часы, которые опережают реальное время или, наоборот, отстают от него. Таким образом они пытаются узнать, как работают наши биологические ритмы, или «внутренние часы», когда внешние временные подсказки исключены. Кроме того, проводились исследования на людях, работающих посменно, и на пилотах, которые часто пересекают границы часовых поясов и страдают от синдрома десинхронизации, чтобы узнать, как разница во времени влияет на режим их сна.

Однако режим детского сна никогда не подвергался такому подробному изучению. Конечно, проблема невнимательности экипажа ядерного бомбардировщика, которая вызвана недостатком сна или синдромом десинхронизации, куда серьезнее, чем проблема детских истерик, объясняющаяся утомлением. Однако, если речь идет о вашем ребенке, вы можете с этим и не согласиться!


Я, будучи основателем уникального Центра нарушений сна при Детской мемориальной больнице в Чикаго, изучал как здоровый, так и нарушенный сон у тысяч детей. Я помог сотням семей понять, что режим сна напрямую влияет на поведение их детей и успеваемость в школе. На основании этих исследований, моей 30-летней педиатрической практики и жизни со своими четырьмя сыновьями и двумя внуками я понял, что у вечно не высыпающихся родителей есть надежда. Обретенные мной знания могут принести пользу и вам, и вашему ребенку. Мои исследования оказались полезными и для меня самого: раньше я думал, что дневной сон – пустая трата времени. Мне хотелось проводить время с детьми, да и прочих дел хватало. И что в результате? Я стал злым и раздражительным от накопившегося недосыпания. Теперь я понимаю, что, когда я сплю столько, сколько мне нужно, в выигрыше оказывается вся моя семья.

Профилактика и лечение нарушенного режима сна у маленьких детей имеют такое большое значение потому, что, будучи неисправленным, он может закрепиться. Автоматической коррекции нарушений не происходит. В данном случае дети не перерастают свои проблемы. Хорошая новость состоит в том, что вредное воздействие нездорового сна обратимо, если родители будут прилагать к этому необходимые усилия. Чем младше ребенок, тем успешнее будут ваши меры по компенсации вредоносного влияния неправильного сна.

Все родители способны предотвратить развитие неправильного режима сна у своих детей.


нако начинать нужно рано, внимательно наблюдая за развитием естественного ритма сна и бодрствования у малыша и синхронизируя процесс убаюкивания со временем, когда у него запускается процесс засыпания. Правильный выбор времени означает отсутствие плача. Эта книга рассчитана на обучение родителей тому, как правильно определять такое время и тем самым предотвращать возникновение нарушений сна у детей. Но для этого необходима практика, поэтому, особенно в случае с первым ребенком, не исключены случаи плача при переутомлении малыша.

Исправить нарушения сна сложнее, чем предотвратить их, по той простой причине, что и ребенок, и родители находятся в состоянии стресса от переутомления. Уставший организм ребенка пытается преодолеть это состояние, вырабатывая вещества, оказывающие стимулирующее воздействие. Такая реакция важна с точки зрения выживания, так как первобытному человеку необходимо было убегать, драться или продолжать охоту даже в состоянии переутомления. Такое «второе дыхание» стимулирующей энергии приводит человека в так называемое состояние гипертревожности, которое не дает заснуть или спать на протяжении длительного времени. Именно поэтому переутомившиеся дети кажутся перевозбужденными и не способны легко заснуть или спать подолгу. Но почему они плачут?

Во-первых, сильное переутомление может быть болезненным. Во-вторых, смена установившегося режима вызывает сильное беспокойство. После первых нескольких месяцев жизни ребенок может протестовать плачем против смены привычного графика; он предпочитает сну продолжение игр с матерью или отцом. Ни один родитель не хочет, чтобы его ребенок плакал. Но приучение к правильному режиму сна избавит вас от плача в долгосрочной перспективе. Не исключено, что на начальном этапе исправление нездоровых привычек приведет к усилению плача, но со временем он прекратится совсем. А в некоторых случаях обходится и вообще без него.


Как родители могут доверять тому, что они читают в книгах, журналах или Интернете? Сравнивая советы по поводу сна и плача, которые дают разные авторы, спросите у себя, чем они их обосновывают. Я, помимо общей педиатрической практики, которой занимался с 1973 г., проведения и публикации результатов исследований и чтения лекций о детском плаче и нарушениях сна начиная с 1981 г., помогал моей супруге растить наших четырех сыновей.

Весь этот опыт заставил меня прийти к выводу, что режим сна, темперамент и беспокойство или плач у младенцев связаны между собой. А ведь у них эти особенности в основном предопределены биологически. Мои наблюдения подтверждаются и другими исследованиями, поэтому я имею основания для утверждения, что дети уже рождаются с набором переплетенных между собой предрасположенностей или наклонностей.

Точно так же, как мы знаем, сколько кальция нужно вашему ребенку для того, чтобы его кости были прочнее, нам известно, насколько важен здоровый сон для развивающегося головного мозга. Дефицит кальция в детстве нарушает развитие костей, но при этом проблема остеопороза может проявиться лишь намного позже, в зрелом возрасте.


этому, если у ребенка в рационе не хватает кальция, проблема остается «скрытой», и мгновенно видимое отрицательное влияние отсутствует. Аналогичным образом дефицит сна в детстве может нанести вред развитию нервной системы; эти проблемы также могут оставаться «скрытыми» и проявиться лишь значительно позже. Мне кажется вероятным, что нездоровый режим сна становится одной из причин проблем, связанных со школьным обучением, таких как синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) и отставание в учебе. Я также предполагаю, что хронически утомленные дети превращаются в хронически утомленных взрослых, которые страдают от проблем, не поддающихся измерению: меньшей выносливости, меньшей способности противостоять стрессу, нехватки любопытства, сочувствия, веселости. Суть проста: сон – очень мощный инструмент воздействия на настроение, поведение, трудоспособность и личностные качества.

Один из наиболее маститых исследователей сна в мире, Уильям Демент, в 1967 г. учил меня в Медицинской школе при Стэнфордском университете, что мы существуем в трех основных биологических состояниях: бодрствующем, фазе быстрого сна и фазе медленного сна.

Хотя все три состояния взаимосвязаны друг с другом, существуют специфические проблемы, характерные для каждого из них.

Согласно доктору Дементу, традиционная медицина обращала внимание только на первое состояние – бодрствование.


о главная мысль состоит в том, что спящий человек является совершенно иным существом, чем бодрствующий. Наши внутренние часы «знают», когда мы должны спать, и соответствующим образом приспосабливают наш мозг, температуру тела и уровень гормонов к состоянию сна. В это время мы не реагируем на внешний мир, не думаем и не ощущаем так, как делаем это в состоянии бодрствования. Если не верите, спросите любую мать шестинедельного младенца, как она чувствует себя, когда встает ночью, чтобы его успокоить!

Существовавшее неправильное понимание «тревожности» и «усыпляющего плача» объясняется неспособностью разделить: 1) важность хорошего сна, когда мы находимся в биологической фазе сна; и 2) важность надежной привязанности, когда мы находимся в биологическом состоянии бодрствования. Эту неспособность можно понять, потому что большинство детских психологов и психиатров были лишены возможности проводить исследования или получать необходимую подготовку в области преимуществ здорового сна. Они не понимали, что спящий мозг отличается от бодрствующего. Даже сегодня будущие детские врачи получают очень мало знаний по теме сна – в Соединенных Штатах ей отведено всего лишь около пяти часов в трехгодичной учебной программе для педиатров. К сожалению, советы «специалистов», предлагаемые в популярных журналах и книгах, часто отражают этот недостаток знаний.

Из-за принципиальной разницы между спящим и бодрствующим мозгом в этих двух состояниях могут развиваться проблемы различного характера. Когда мозг вступает в биологическую фазу сна, появляются такие проблемы, как ночные кошмары. Они и прочие нарушения сна не могут возникать, когда мозг переходит к фазе бодрствования.

Бодрствуя, мы становимся совершенно иными.

Когда наши дети не спят, мы переживаем из-за таких проблем, как истерики, несогласие, отказ делиться игрушками или хорошо есть. Иногда мы не уверены в том, что между нами и детьми существует правильная эмоциональная связь. Получают ли они достаточно любви? Счастливы ли? Крепко ли привязаны к вам или чувствуют себя неуверенно и испытывают тревогу? То, как именно мы взаимодействуем с нашими детьми во время кормления, купания, одевания и игры, имеет очень большое значение. Концепция тревожности и недостаточной привязанности теряет смысл, когда мозг переключается в состояние сна.

Нам известно, что процесс засыпания и поддержания сна – это приобретаемый навык и что его формирование, или обучение, происходит естественным образом, как обучение ходьбе, если только в этот процесс не вмешиваются родители. Трудности в обучении ходьбе часто возникали в те времена, когда были в моде ходунки, потому что они мешали естественному развитию нормальной походки. Трудности в обучении сну возникают тогда, когда родители не уважают и не защищают естественную периодическую потребность ребенка в сне.

Приобретая некоторый опыт, все они ясно понимают, что правильный выбор времени для сна исключает плач!

Молодым родителям для достижения совершенства необходимы практика и терпение. Из-за их неопытности и неустойчивых ритмов сна и бодрствования младенца возможны ситуации, когда временной график сбивается и ребенок болезненно переутомляется. В таких случаях, возможно, он будет плакать. Эта книга научит вас, как поймать волну засыпания, прежде чем малыш переутомится. Сделать так, чтобы ребенок не плакал, не означает помочь ему научиться засыпать.

И это не только материнская задача; отцы тоже играют важную роль в установлении здорового режима сна. Традиционно именно матери всегда страдали от недосыпания, потому что только они вставали к ребенку по ночам. Матери постоянно, и днем и ночью, должны были быть наготове в гораздо большей степени, чем отцы. Если ночью возникали какие-то проблемы, угадайте, кто должен был их решать? Если ребенок плохо спит, угадайте, кто считался в этом виноватым? Я пытался исправить ситуацию, внушая людям, насколько важна – для ребенка, для брака и для семьи – вовлеченность отца.

Эта книга подробно расскажет вам о том, как предотвращать и лечить нарушения сна. В обсуждение профилактических мер включена детальная карта, которая поможет вам решить, насколько кормление грудью и родительская постель важны для предотвращения проблем со сном. Обсуждая лечение, мы сравним различные стратегии: исключение (игнорирование), постепенное исключение (контролируемый плач, проверка и утешение), пробуждения по графику, ритуалы отхода ко сну, дневная коррекция, расслабление и белый шум. Чтобы вам было легче пользоваться этой книгой, в конце каждой главы имеется удобный и доступный «План действий для измученных родителей». Я упоминаю в тексте книги о мужьях, женах, браке и супружеских проблемах исключительно для удобства, но на самом деле принимаю любые партнерские и детско-родительские отношения.

Часть I
Как спят дети

Глава 1
Почему так важен здоровый сон

Детская бессонница и связанные с ней переживания родителей существовали на протяжении многих веков.

У новорожденных здоровый сон возникает как будто очень легко и естественно. Они засыпают и спят без всяких усилий. Однако в первые недели и месяцы жизни, по мере развития мозга, их режим сна тоже меняется и развивается. Такие изменения могут привести к тому, что ребенок «путает день с ночью» – подолгу спит днем и подолгу бодрствует ночью. Это утомительно, но на самом деле постепенно все встает на свои места. В первые недели жизни ребенок, как правило, не испытывает никаких трудностей с засыпанием и сном. Однако по окончании этого периода раннего младенчества родители могут превратить естественные ритмы и режим сна в здоровые привычки ребенка.

Для многих из них оказывается сюрпризом, что эти здоровые привычки не формируются автоматически. Сами родители могут помогать или мешать развитию здорового режима сна. Конечно же, полностью измотанный ребенок в конце концов внезапно засыпает – это биологическая необходимость! Однако вряд ли такое явление можно назвать здоровым и полезным, так как чрезмерное утомление (которое часто можно определить по слишком возбужденному поведению ребенка, которое непосредственно предшествует «выключению») мешает нормальному развитию социальных навыков и даже обучению. Не стоит считать, что для ребенка «нормально» становиться капризным и раздражительным в конце дня. Хорошо отдохнувшие дети так себя не ведут.

До того как появились электричество, радио, телевидение, компьютеры и связь на дальних расстояниях, дети отправлялись спать раньше, чем сегодня. Наша современная привычка поздно ложиться спать, вероятно, не более «естественна», чем устаревшее «естественное» мнение, что чем ребенок толще, тем он здоровее. Общепринятые суждения о том, что является естественным, нормальным или здоровым, не всегда оказываются верными. Кроме того, в отношении ухода за ребенком вам могут казаться более «естественными» методы, применяемые в традиционных культурах. Я имею в виду частые кормления грудью в течение дня и ночи и совместный сон с ребенком, ношение его в слинге или мягком рюкзачке, постоянное пребывание рядом с малышом и реагирование на его запросы.

Не для всех семей это оказывается практичным, и даже у тех, кто выбирает такой «естественный» стиль, на процесс могут влиять чрезмерное беспокойство, плач, отказ их ребенка спать или посторонние «неестественные» факторы.

Доктор Кристиан Гийемино, который вместе с доктором Уильямом Дементом основал ведущий мировой журнал, посвященный исследованиям сна, объяснил мне, что его понимание основано на пяти фундаментальных принципах:

Сон – это мощный источник питания, благодаря которому наш разум остается активным и в то же время спокойным. Во время ночного и дневного сна происходит перезарядка батарей вашего головного мозга. Сон увеличивает силу мозга так же, как поднятие тяжестей – силу мышц, потому что хороший сон повышает концентрацию внимания и позволяет быть одновременно физически расслабленным и мысленно собранным. В этом случае ваши способности проявляются по максимуму.

Как вы узнаете из этой книги, учась правильно спать, ребенок учится и оптимально бодрствовать. Понимать, что означает оптимальное бодрствование, или оптимальная активность, очень важно, поскольку люди обычно склонны думать просто о сне и бодрствовании. Подобно тому как наш суточный цикл состоит не просто из двух частей – дня и ночи, но также и переходов – утра и вечера, у сна и бодрствования тоже есть свои градации. Уровни сна меняются от глубокого до частичного пробуждения; бодрствование также может быть разным – от полностью активного до дремотного состояния.

Значение оптимального бодрствования трудно переоценить. Если ребенок не получает необходимого ему сна в полном объеме, он может казаться либо полусонным, либо чрезмерно активным. Когда любое из этих состояний продолжается долгое время, результат в любом случае оказывается одинаковым: ребенок с неуравновешенным характером и неконтролируемым поведением, неготовый и неспособный быть довольным собой и извлекать максимум из бесчисленных возможностей для обучения, которые предоставляет ему окружающий мир.

Как мы, ведя активный образ жизни, можем следить за режимом дневного сна и давать ребенку всю свою любовь, когда он отчаянно плачет по ночам? Правда ли, что я могу навредить ребенку, если буду подходить к нему ночью и утешать его? Откуда мне знать, что сон действительно настолько важен? Если мой ребенок плачет, значит, я никудышный родитель? Если он плачет ночью, значит, он чего-то боится?

Эти вопросы задают мне многие родители. Они часто говорят о том, что в статьях и книгах, которые они читают, проповедуются совершенно разные идеи, и поэтому приходят к выводу, что, раз уж в этом вопросе все «так противоречиво», лучше оставить все как есть. Если вам кажется, что ваш ребенок спит плохо, и если вы не согласны с тем, что написано в этой книге, то скажите, когда, по-вашему, наступит улучшение? Через три месяца? Через три года? Если вы прислушиваетесь к мнению профессионала, который говорит вам, что вы должны проводить с ребенком по ночам больше времени, чтобы он чувствовал себя более «спокойно», задайте ему вопрос: «Как я узнаю, что мы на верном пути?» Не стоит ждать до бесконечности. Поразмыслите над тем, что в 1922 г. написал доктор Чарльз Санделл, главный врач детского отделения Больницы им. принца Уэльского в Англии: «По тому, насколько успешно врачу удается справиться с детской бессонницей, можно судить о его терпении и квалификации». Также он писал: «Неспящий ребенок – позор для того, кто о нем заботится, и свидетельство того, что им были допущены какие-то ошибки в этой заботе». Поэтому не стоит думать, что проблемы, связанные со сном, стали волновать всех только недавно.

Правда заключается в том, что современные исследования сна и бодрствования только подтверждают то, что внимательные практикующие врачи вроде доктора Санделла наблюдали уже более 80 лет назад. Он писал:

Каждый ребенок уникален. Дети подобны маленьким снежинкам. Они рождаются с набором индивидуальных особенностей, от которых зависит их физическая активность, продолжительность сна и длительность периодов плача. Однако дети различаются и на более тонком уровне. Некоторых понять проще; у них как будто сам по себе вырабатывается предсказуемый график кормлений и сна. Они также обычно меньше плачут и больше спят. Дети, поведение которых следует такому «встроенному» распорядку, проявляющемуся без особых вариаций, в большей степени способны успокаиваться самостоятельно, легче засыпают, а просыпаясь по ночам, чаще могут снова заснуть без чьей-либо помощи. Но не стоит винить себя, если ваш малыш не такой предсказуемый, больше плачет и хуже умеет успокаиваться самостоятельно. Вам просто не повезло, хотя общественное мнение может влиять на ваше восприятие этой ситуации.

В тех культурах, где мать постоянно носит ребенка при себе, а ее грудь всегда доступна для его кормления и успокоения, все равно существуют большие различия между детьми с точки зрения беспокойства и плача. Мать компенсирует их за счет увеличения количества ритмичных укачивающих движений или кормлений. Она, возможно, даже не представляет себе, как ребенок может спать один, вдалеке от нее. Подрастая, он может еще долго спать в одной постели с родителями. Нельзя сказать, что это однозначно хорошо или плохо, просто такой обычай несколько отличается от привычек большинства западных семей среднего класса.

Итак, не только дети спят по-разному, но и стереотипы, существующие в разных культурах, заставляют родителей относиться к этому по-разному. Не забывайте о том, что нет универсально «правильных» или «неправильных» способов или противостояния между «естественными» и «неестественными» стилями воспитания. Менее развитые общества вовсе не обязательно отличаются более «естественными» и, следовательно, более «здоровыми» практиками. В конце концов, и стрихнин, и коровье молоко в равной степени «натуральны», но они оказывают совершенно разные эффекты на организм человека.

fictionbook.ru

Новорожденный: первая неделя жизни

Считается, что этот спокойный и тихий период первых дней жизни ребенка каким‑то образом синхронизирован со временем, которое требуется для начала полноценной выработки молока у матери. Дети много спят, от 15 до 18 часов в сутки, но, как правило, короткими промежутками от двух до четырех часов. Эти периоды сна не подчиняются смене дня и ночи, поэтому используйте для отдыха любой подходящий момент.

Вопрос: Я слышала, что ребенка нужно укладывать, когда он уже сонный, но еще не заснул. Но всякий раз, когда я его кормлю, он очень быстро засыпает. Значит ли это, что я должна будить его, прежде чем укладывать спать?

Ответ: Новорожденные, как правило, всегда засыпают во время кормления, и будить их нет смысла. Это противоречит матери-­природе! Дети постарше часто почти спят, когда заканчивают сосать. Если у них отобрать грудь или бутылочку, они сразу же начинают сонно озираться, просто чтобы убедиться, что все в порядке, а затем глубоко и уютно засыпают рядом с вами в постели или в своей кроватке.

Так почему же вам говорят, что не следует позволять ребенку засыпать, пока вы его успокаиваете или кормите? Существует теория, согласно которой младенец учится успокаиваться самостоятельно, и он этому не научится, если вы не будете делать, как сказано. Давайте рассмотрим два сценария.

Сценарий № 1: Вы не должны давать ребенку бодрствовать более часа или двух и следить за признаками сонливости. Когда он начинает клевать носом, вы принимаетесь его успокаивать и / или кормить, и ребенок становится все более сонным и переходит в зону сна, но еще не полностью спит, когда вы заканчиваете его успокаивать и / или кормить. После этого ребенок может продолжать успокаиваться самостоятельно, достигая состояния глубокого сна без вашего участия. Этот процесс протекает легко, потому что малыш не переутомлен, и 80% детей (с нормальным уровнем беспокойства и плача) вполне с этим справляются.

Сценарий № 2: Вы позволяете ему бодрствовать слишком долго, и он переутомляется. Ребенок уже миновал зону сонливости и перешел в зону усталости. Теперь, когда вы начинаете его успокаивать и / или кормить, то обнаруживаете, что у вас не получается просто положить ребенка в кроватку, чтобы он спал, если только малыш не успевает глубоко заснуть к концу процесса успокаивания и / или кормления. Ему трудно успокоиться и заснуть самостоятельно, так как он переутомлен, а 20% детей (с повышенным уровнем нервозности / коликами) в первые месяцы жизни в любом случае обычно ведут себя именно так. Проблема не в том, что у вас не получается уложить ребенка, когда он уже сонный, но еще не совсем заснул, а в том, что вы позволили ему переутомиться, или в том, что малышу не повезло и у него повышенный уровень нервозности.

Отсюда следует, что, если родителям удается «укладывать ребенка спать сонным, но еще бодрствующим», значит, у него меньше проблем со сном, а если родители этого не делают (или не могут сделать), значит, у малыша существует больше проблем со сном. На самом деле, успех этой стратегии зависит от того, хорошо ли отдыхает ваш ребенок. Если вы по незнанию допустили, чтобы он переутомился, или ваш ребенок страдает коликами, эта стратегия не будет иметь успеха.

2 — 4-ая недели: усиление беспокойства

Исследования показали, что в первые несколько недель самый длительный сон у ребенка может продолжаться не более трех­-четырех часов и наступать в любое время дня и ночи. Обычно говорят, что новорожденный «путает день с ночью».

В эти недели со всеми детьми происходит перемена, к которой вы должны быть готовы. Иногда, когда ребенок вот-­вот заснет или вот­-вот проснется, он вдруг резко и сильно дергается всем телом. Когда дремлющий ребенок погружается в глубокий сон, его глаза закатываются. Эти явления совершенно нормальны для перехода от бодрствования ко сну и наоборот. Кроме того, все дети по мере развития их головного мозга постепенно становятся более активными, заинтересованными и возбужденными. Вы можете заметить, что ребенок находится в постоянном движении: он дрожит, сокращает и расслабляет мышцы, трясет конечностями, гримасничает, вертится и икает. Порой ваша милая крошка вдруг начинает нервничать, мучиться или перевозбуждаться по неизвестной причине.

Вопрос: Почему дети, которых кормят грудью, едят по ночам чаще, чем те, кого кормят смесями?

Ответ: Возможно, грудное молоко быстрее переваривается, поэтому ребенок, сосущий материнскую грудь, может проголодаться быстрее, чем при питании смесью. Возможно, мать, выбравшая естественный способ вскармливания, более чувствительна или настроена на своего ребенка и чаще реагирует на звуки, которые он издает просто во сне или сигнализируя о том, что проголодался. Возможно, у кормящей матери сильнее стремление дать ребенку всю возможную заботу и питание, и она использует грудь вместо пустышки, даже если он просто беспокоится, а вовсе не голоден. Также может быть, что кормящая мать чаще откликается на сигналы, подаваемые ребенком, из‑за неудобства, которое испытывает при переполнении груди. Или же она не уверена, получает ли ее ребенок достаточно молока, потому что, в отличие от кормления из бутылочки, при кормлении грудью нельзя определить, сколько ребенок съел.

5 — 6-ая недели: максимум плача и беспокойства

В возрасте примерно шести недель или, если ребенок родился преждевременно, через шесть недель после предполагаемой даты родов дети начинают осмысленно улыбаться.

Примерно в то же время, когда малыш начинает осознанно улыбаться, т. е. в возрасте около шести недель, ночной сон становится более организованным, и самый продолжительный период сна предсказуемо и регулярно приходится на вечерние часы. Теперь он составляет от четырех до шести часов. Поведение малыша становится все более разумным и устойчивым. Он проявляет все больше интереса к различным предметам — например, игрушкам и играм, и у него намного увеличивается спектр эмоциональных реакций.
Но вместе с тем для многих родителей этот период оказывается наиболее тяжелым, потому что именно в возрасте около шести недель у многих детей наступает пик беспокойства и активности.

Даже поведение ребенка с повышенным уровнем нервозности в шесть недель может стать еще хуже, чем было. Теперь у вас есть три сценария действий:

  • 1 «Пусть поплачет», игнорирование, исключение. Вот свидетельство матери: «Мы уже слышали когда‑то о том, что надо «дать ребенку поплакать», но это казалось мне слишком жестоким. Из прочитанной книги я сделала вывод, что, подходя к ребенку ночью всякий раз, когда он плакал, я стимулировала его и заставляла бодрствовать, а вовсе не успокаивала, как мне казалось. Все, что я читала о «ночном материнстве» и «родительстве, основанном на привязанности», не только не помогало, но, наоборот, наносило вред. Мы решили попробовать метод «исключения» доктора Вайсблута. В первый вечер я положила Ареса, как обычно, в восемь часов, но когда в десять он начал плакать, не подошла к нему. Это было одно из самых трудных решений, которое мне когда‑либо приходилось принимать. Он плакал на протяжении 45 минут. Я думала, что умру. Но, перестав плакать, он проспал всю ночь. Я была уверена, что мой ребенок умер. Но на следующее утро он проснулся счастливым и отдохнувшим, а потом, часа через два, снова заснул прямо у себя на коврике для игр. С этого момента мы поверили в то, что доктор Вайс­блут знает, о чем говорит. Вечером мы проводили целый ритуал — купали его, читали ему, кормили в шесть часов вечера, а затем укладывали в кроватку сонным, но еще бодрствующим. Днем он спал два раза, после слегка сокращенного ритуала укладывания, и спал два часа утром и час после обеда. Почему‑-то перед тем, как заснуть днем, Арес совершенно не плакал, а просто тихо засыпал. Однако по вечерам продолжал плакать по 45 минут после того, как я его укладывала, еще несколько недель. Это было очень тяжело, даже болезненно. Но после того как он засыпал, ребенок спал по 12 часов, что было для меня совершенно поразительно, и он был настолько веселее днем, что мы не отступались от избранного метода. Постепенно Арес научился засыпать вообще без слез и продолжал каждую ночь спать как минимум по 12 часов”.
  • 2 Контролируемый плач, частичное игнорирование, постепенное исключение. Один из методов этого сценария — оставить ребенка примерно на пять минут, потом вернуться и снова успокоить его до сонного состояния или снова уложить после успокаивания. Если он опять начинает громко плакать, оставьте его на десять минут, а затем повторите процесс утешения. Если плач возобновляется, оставьте ребенка на 15 минут, прежде чем снова повторить процесс утешения. Эта последовательность повторяется с прибавлением ко времени игнорирования по пять минут каждый раз, пока ребенок во время одного из приступов плача не заснет или пока он не будет лежать тихо после процесса успокаивания. Другой метод тоже включает в себя постепенное увеличение времени игнорирования, но в этом случае его увеличивают примерно на пять минут каждые два дня. Исследования показывают, что этот метод хорошо срабатывает за четыре — девять ночей.
  • 3 Проверка и утешение. Реагировать на сигналы, подаваемые ребенком ночью, родителям наименее сложно. Если ребенок плачет, вы тихо заходите к нему, чтобы проверить, все ли в порядке, и нежно успокаиваете в темноте, стараясь не брать его на руки. Вместо этого вы можете погладить ребенка по животику, легонько потрепать по головке или тихонько покачать кроватку. Вы используете минимум покачиваний, колыбельных и, если это необходимо, питания, чтобы вернуть ребенка к спокойному и сонному состоянию. Этот метод нравится тем, кто привержен принципам «родительства, основанного на привязанности», поскольку считается, что он дает ребенку ощущение эмоциональной уверенности в том, что его плач не останется без ответа, поэтому малыш учится доверять своей матери и не чувствует себя брошенным. Однако нет никаких доказательств того, что ребенку как‑то вредит, если ему позволяют плакать.

7 — 8-ая недели: развитие более продолжительных периодов сна

Существенные биологические перемены, начинающиеся у ребенка в этом возрасте, свидетельствуют о тенденции к более раннему засыпанию и к удлинению периодов непрерывного ночного сна.

Вопрос: Через сколько я должна укладывать ребенка спать?

Ответ: Не позже, чем после двух часов бодрствования.

Приблизительно два часа бодрствования — это максимальное время, которое могут выдержать большинство детей и не переутомиться. Иногда ребенку требуется всего около часа бодрствования. Такие короткие периоды, как правило, возникают рано утром. Старайтесь начинать укладывать ребенка еще до того, как он переутомится, — до того, как у него начнет портиться настроение, до того, как он будет раздражаться, тянуть себя за волосы, бить по ушам или тереть глаза. Такой тип поведения обычно развивается в пределах двух часов бодрствования, если не уложить малыша при первых признаках усталости. Следите за этими признаками. Правило двух часов не означает, что ребенок должен два часа бодрствовать, а затем два часа спать. Два часа — это интервал, в течение которого вы должны уложить ребенка спать.

Как успокоить ребенка с коликами и без

Определенно помогают в успокаивании:

  • ритмичное укачивание;
  • сосание (пустышка на очень короткой ленточке, прикрепленной к наволочке подушки или к воротнику детской пижамы; лента должна быть короткой, чтобы она не могла намотаться за шею ребенка);
  • пеленание.

Возможно, помогают в успокаивании:

  • овечья шкура;
  • мягкая игрушка со звуком сердцебиения;
  • тихая запись звука работающего пылесоса или текущей воды;
  • удаление из кроватки стимулирующих игрушек или яркого света ночью;
  • мягкое одеяло, которое ребенок может обнимать;
  • прикладывание головки ребенка к мягкому валику в кроватке.

3 — 4-й месяцы: окончание периода повешенной нервозности и колик

В чем заключается лучшая стратегия сна для вашего малыша в таком возрасте? Как и младенца с «легким» темпераментом, которому от шести до восьми недель, ребенка в возрасте трех-­четырех месяцев необходимо укладывать для дневного сна в тихом месте после периода бодрствования не более двух часов.

Вопрос: Когда я укладываю ребенка спать не более чем через два часа бодрствования, то сколько он должен спать?

Ответ: На этом этапе дневной сон может быть как коротким, так и продолжительным, здесь нет закономерностей. Такое разнообразие объясняется тем, что та часть мозга, что ответственна за регулярный дневной сон, еще не полностью развита. Следите за признаками усталости, которые помогут вам решить, достаточно ли долго спал ваш ребенок в этом конкретном случае.

Всегда подходя к ребенку, когда ему нужно спать, вы тем самым крадете у него время сна. Ваше пожелание позволять ему плакать, возможно, отражает происходящую внутри вас борьбу между здравой идеей о том, что иногда его необходимо оставлять одного.

Вопрос: Когда я должна начинать устанавливать регулярный режим дневного сна для ребенка? Когда следует начинать проявлять постоянство в методах успокаивания перед дневным сном?

Ответ: Регулярный дневной сон развивается в возрасте 12–16 недель. Вначале возникает регулярный сон в утренние часы, а затем, через несколько недель — во второй половине дня. Когда именно следует начинать приучать малыша к дневному сну, зависит от вашего опыта и темперамента ребенка.

Типичные ошибки, связанные с дневным сном

  • Слишком длительный интервал бодрствования.
  • Использование качелей, поездки в автомобиле или коляске во время сна.
  • Непостоянство методов, применяемых при успокаивании и укладывании ребенка.

Как успокоить ребенка и научить его спать (от рождения до 4-х месяцев):

  • Поощряйте сосание: не переживайте, если ребенок заснет, пока будет сосать.
  • Ритмичные укачивающие движения.
  • Пеленание.
  • Массаж.

Задумывайтесь о том, как вы будете успокаивать ребенка, но помните, что более важно — когда вы станете это делать:

  • 1 Дети очень быстро устают уже после одного или двух часов бодрствования. В течение дня вы должны отмечать время пробуждения ребенка, а затем помогать ему заснуть, начав успокаивать в течение следующих одного-­двух часов, прежде чем он переутомится. Старайтесь, чтобы периоды бодрствования были поко­роче.
  • 2 У детей в возрасте до шести недель ночной сон наступает в позднее время, и они не спят подолгу ни днем ни ночью. Днем старайтесь укладывать ребенка спать до того, как он переутомится. Всегда реагируйте на его запросы. Избегайте состояния переутомления.
  • 3 80% детей после шести недель по ночам становятся спокойнее, спят немного больше и вечером начинают раньше проявлять признаки сонливости. Такому ребенку не стоит давать плакать.
  • 4 20% детей и после шести недель не становятся спокойнее по ночам, не начинают дольше спать и не проявляют признаков сонливости в более раннее время вечером. Тем не менее старайтесь укладывать ребенка пораньше, даже если он не выглядит сонным. Тратьте на его успокаивание больше времени: дольше качайте, устраивайте ему роскошные долгие купания и бесконечные поездки на автомобиле. Отцы должны больше помогать матерям в уходе за такими детьми. Не позволяйте ребенку плакать.
  • 5 При укладывании днем постоянно применяйте один и тот же подход.
  • 6 Через несколько недель после рождения укладывайте ребенка спать в тихом и темном помещении.
  • 7 В шесть недель начинайте следить, нуждается ли ваш ребенок в более раннем укладывании, если у него нормальный уровень нервозности. У детей с повышенным уровнем нервозности такая потребность может появиться немного позже.
    В четыре месяца периоды бодрствования у ребенка становятся длиннее, но вы должны синхронизировать начало процесса успокаивания с началом проявлений у него признаков сонливости. У детей с нормальным уровнем нервозности они могут возникать предсказуемо, или «по часам». У детей с повышенным уровнем нервозности предсказуемость и регулярность режима сна появляются гораздо позже.
  • 8 После четырех месяцев по отношению к ребенку, который ранее страдал коликами, может потребоваться применить методы «пусть поплачет», контролируемого плача или проверки и утешения. В редких случаях это может быть необходимо в более раннем возрасте.

5 — 6-й месяцы: развитие послеполуденного сна

После четырех месяцев сон ребенка становится больше похожим на сон взрослого. Однако, он все еще нуждается в дневном сне. Около девяти утра лягте вместе с ребенком или уложите его спать одного. Если малыш проспит примерно около часа, повторите все то же самое перед следующим сном, около 13:00.

Вопрос: Что делать, если ребенок днем проспал мало? Когда я укладываю моего малыша, он плачет долго, но меньше часа, а затем засыпает, но спит не очень долго. После этого я опять должна оставлять его плакать? Иногда, после того как я укладываю его днем, он не плачет, но все равно спит недолго. Нужно ли оставлять его плакать после короткого дневного сна, чтобы он проспал подольше?

Ответ: Если сон продолжается намного меньше 30 минут, вы можете попробовать оставить ребенка одного еще на 30–60 минут, даже если он плачет, чтобы у него была возможность снова заснуть без вашей помощи. Если дневной сон продолжается значительно больше 30 минут, то менее вероятно, что ребенок снова заснет без вашей помощи, поэтому вы можете оставить его на дополнительные 30 минут или же сразу подойти к нему и больше не давать ему плакать. В целом, чем короче дневной сон и чем меньше его восстанавливающее воздействие, тем дольше ребенок должен пробыть один.

Наиболее типичная проблема со вторым дневным сном — слишком длинный интервал бодрствования после первого сна. Из­за этого ребенок переутомляется и с трудом может заснуть или проспать долго. Если плач и успокаивание, связанные с ранним послеобеденным сном, заняли у вас много времени и на часах уже гораздо больше 14:00 или 15:00, забудьте об этом периоде и попробуйте уложить ребенка в конце дня или ранним вечером. Если это произойдет около 16:00, ограничьте продолжительность этого сна примерно полутора часами, чтобы обеспечить разумно раннее время вечернего укладывания. Если это будет позже, скажем, около 17:00, дайте ребенку спать, сколько он хочет, потому что этот «дневной» сон может просто перейти в ночной, а сохранять раннее время утреннего пробуждения очень важно.

Третий сон необязателен. Если он возникает, то время его начала может варьировать от 15:00 до 17:00. Разной может быть и продолжительность этого сна, но, как правило, он очень короткий.

www.woman.ru

Марк Вайсблут
Здоровый сон – счастливый ребенок

Переводчик Мария Кульнева

Редактор Полина Суворова

Руководитель проекта И. Серёгина

Корректоры М. Миловидова, Е. Чудинова

Компьютерная верстка А. Фоминов

Дизайнер обложки О. Сидоренко

Иллюстрация на обложке Shutterstock.com

© Marc Weissbluth 1987, 1999, 2003, 2005

© Издание на русском языке, перевод, оформление. ООО «Альпина нон-фикшн», 2014

* * *

Предисловие

Подруга порекомендовала мне эту книгу, когда моему первому ребенку, Пресли, было семь месяцев. Я еще кормила его грудью, но уже собиралась бросать, по крайней мере, точно готова была отказаться от кормления в четыре часа утра. К тому же мы приучили Пресли засыпать исключительно на ком-то. Это было прекрасным оправданием, когда мне самой нужно было поспать, но очень неудобно в загруженные работой дни.

Я проглотила книгу буквально в считаные часы, незамедлительно начала применять идеи автора на практике и получила почти мгновенный результат. Мне особенно понравилось то, что доктор Вайсблут научил меня присматриваться к признакам того, что ребенок готов заснуть, и укладывать его спать до того, как он переутомится. Меня также весьма успокоило объяснение сна как одной из базовых потребностей ребенка. Когда малыш голоден, вы предлагаете ему здоровую пищу. А если он устал, вы должны предложить ему здоровый сон, даже если он не осознает этой потребности или думает, что в этом не нуждается (точно так же, как мои дети обычно не просят у меня на обед овощи!).

Как корреспондент программы «Доброе утро, Америка!» я смогла встретиться и побеседовать с доктором Вайсблутом в рамках серии выпусков, посвященных первому году жизни ребенка. Мне очень повезло, что я познакомилась с ним (да, я воспользовалась своим положением!). Доктор Вайсблут стал для меня источником полезных советов касательно не только сна, но и приучения детей к горшку и дисциплине.

Доктор Вайсблут, спасибо вам за то, что стали моим наставником и другом. Конечно, я не могу сказать, что мои дети никогда не просыпаются по ночам или всегда беспрекословно подчиняются, когда пора ложиться спать. Естественно, у нас бывают свои взлеты и падения, но это неизбежно. Однако у нас есть режим сна, который мы всегда стараемся поддерживать и восстанавливать после путешествий или каких-то иных событий, нарушающих его. Обладать этим и знать, как это работает, действительно очень полезно – особенно когда вы боретесь со сном в два часа ночи. Мне симпатична философия доктора Вайсблута, который утверждает, что важнее всего в жизни – хороший отдых семьи. И, к счастью, благодаря этой книге большинство дней (и ночей) нам это удается!

Как пользоваться этой книгой

Если вы еще только ждете ребенка, для обоих родителей, а не только для будущей матери очень важно прочитать введение и главы 1, 2, 4 и 5. Постарайтесь ознакомиться с ними еще до рождения ребенка, потому что, какими бы уставшими вы ни чувствовали себя сейчас, потом вы будете уставать еще больше, и читать что-либо вам будет, мягко говоря, тяжело. Из этих глав вы поймете, почему так ценен здоровый сон, как удовлетворить потребность ребенка в сне, как справиться с его беспокойством и плачем по вечерам и как предотвратить нарушения сна.

Если ребенок уже родился, скорее всего, вы вымотаны, растеряны или и то и другое. Вскоре после родов из-за нехватки сна вы сами можете чувствовать себя, как младенец, неспособной сконцентрироваться и разработать план действий. А если вы кормите грудью, то, вероятно, измучены и физически. Мужьям, которым, несомненно, приходится легче, просто необходимо прочесть разделы этой книги и стать тренерами для своих жен. В первую очередь, даже если ваш ребенок не слишком перевозбуждается и не плачет по вечерам, пожалуйста, прочтите главу 4, потому что время от времени приступы беспокойства возникают у всех детей. После этого переходите к нарушениям сна, описанным в главе 3; вначале прочитайте о проблеме, а потом обратитесь к «Плану действий для измученных родителей». Наконец, прочитайте «План действий для измученных родителей», который идет перед каждой главой, соответствующей возрасту вашего ребенка, и после нее, потому что хронологический возраст может служить лишь примерным ориентиром при нарушениях сна и борьбе с ними. Если ребенок храпит, или дышит во сне ртом, или у него слишком сухая и раздраженная кожа, прочтите соответствующие разделы в главах 10 или 11.

Введение

Почему бы моему ребенку не спать лучше? Откуда в нем столько энергии? Кажется, он вообще никогда не устает; он просто бегает, бегает и бегает, пока не свалится. Я выжата как лимон, и знаю, что он тоже должен утомляться. Конечно, он никогда нормально не спал, даже когда был совсем малюткой. Он постоянно бодрствовал по ночам. Дневной сон? Забудьте! Ну да, он иногда засыпал ненадолго, но только у меня на руках или в машине. Мне просто казалось, что это нормально, потому что какой ребенок захочет спать, когда вокруг столько интересного?! Но мне все равно не хотелось слушать его крики и плач, когда он отказывался укладываться. Но сейчас ему уже два года, и я начинаю уставать от ежевечерних битв. Иногда мне так хочется, чтобы он наконец стал поспокойнее.

Звучит знакомо?

У каждого ребенка бывают моменты, когда что-то идет не так, как ему хочется. Но почему у одних детей они бывают реже и проходят быстрее, чем у других?

Книга «Здоровый сон – счастливый ребенок» объяснит вам, как утомление, вызванное плохим качеством сна, заставляет одних детей чаще выходить из себя и взрываться сильнее остальных. Также вы узнаете, как хроническое утомление может сказаться на школьных успехах вашего ребенка. Книга покажет вам, как вы можете выработать, улучшить и поддерживать его спокойное поведение, привив ему привычку к правильному сну.

Я проведу вас сквозь ночные сумерки и озарю своим факелом наиболее сложные проблемы, которые могут мешать сну вашего ребенка. Первый этап нашего путешествия пройдет по местности, которая может быть незнакома даже опытным родителям. В части первой этой книги «Как спят дети» описывается здоровый сон, нарушения сна и типичные мифы о сне. Мы также вступим на не слишком приятную территорию, которая еще не была исследована, и поговорим об опасных последствиях плохого сна для всей семьи. Вторая часть книги «Как родители могут помочь своим детям научиться спать правильно» – это путеводитель по режимам сна и решению наиболее типичных проблем, возникающих у детей разного возраста. Наконец, в третьей части мы изучим «Прочие нарушения и проблемы сна».

Когда наше путешествие закончится, вы сможете самостоятельно повести вашего ребенка к правильному сну.

Что я имею в виду под здоровым сном?

Знаете ли вы, как хорошо высыпаться по ночам и чувствовать себя отдохнувшим? Я думаю, что знаю. Но иногда я ложусь спать слишком рано, а иногда слишком поздно, а уж мне-то должно быть многое известно о сне! На самом деле никто в точности не знает, как именно программировать хороший сон, чтобы всегда чувствовать себя отдохнувшим. В понимании принципов сна мы еще находимся на уровне Средневековья. Интересно, что во время ранних исследований сна взрослых добровольцев держали в глубоких темных пещерах. Это делалось для того, чтобы природные циклы изменения освещенности не влияли на сон испытуемых и исследователи могли бы без помех изучать, как сон влияет на организм и ощущения человека. Конечно же, сегодня исследователи сна работают в специально оборудованных лабораториях и используют «неправильные» часы, которые опережают реальное время или, наоборот, отстают от него. Таким образом они пытаются узнать, как работают наши биологические ритмы, или «внутренние часы», когда внешние временные подсказки исключены. Кроме того, проводились исследования на людях, работающих посменно, и на пилотах, которые часто пересекают границы часовых поясов и страдают от синдрома десинхронизации, чтобы узнать, как разница во времени влияет на режим их сна.

Однако режим детского сна никогда не подвергался такому подробному изучению. Конечно, проблема невнимательности экипажа ядерного бомбардировщика, которая вызвана недостатком сна или синдромом десинхронизации, куда серьезнее, чем проблема детских истерик, объясняющаяся утомлением. Однако, если речь идет о вашем ребенке, вы можете с этим и не согласиться!

Я, будучи основателем уникального Центра нарушений сна при Детской мемориальной больнице в Чикаго, изучал как здоровый, так и нарушенный сон у тысяч детей. Я помог сотням семей понять, что режим сна напрямую влияет на поведение их детей и успеваемость в школе. На основании этих исследований, моей 30-летней педиатрической практики и жизни со своими четырьмя сыновьями и двумя внуками я понял, что у вечно не высыпающихся родителей есть надежда. Обретенные мной знания могут принести пользу и вам, и вашему ребенку. Мои исследования оказались полезными и для меня самого: раньше я думал, что дневной сон – пустая трата времени. Мне хотелось проводить время с детьми, да и прочих дел хватало. И что в результате? Я стал злым и раздражительным от накопившегося недосыпания. Теперь я понимаю, что, когда я сплю столько, сколько мне нужно, в выигрыше оказывается вся моя семья.

Профилактика и лечение нарушенного режима сна у маленьких детей имеют такое большое значение потому, что, будучи неисправленным, он может закрепиться. Автоматической коррекции нарушений не происходит. В данном случае дети не перерастают свои проблемы. Хорошая новость состоит в том, что вредное воздействие нездорового сна обратимо, если родители будут прилагать к этому необходимые усилия. Чем младше ребенок, тем успешнее будут ваши меры по компенсации вредоносного влияния неправильного сна.

Все родители способны предотвратить развитие неправильного режима сна у своих детей. Однако начинать нужно рано, внимательно наблюдая за развитием естественного ритма сна и бодрствования у малыша и синхронизируя процесс убаюкивания со временем, когда у него запускается процесс засыпания. Правильный выбор времени означает отсутствие плача. Эта книга рассчитана на обучение родителей тому, как правильно определять такое время и тем самым предотвращать возникновение нарушений сна у детей. Но для этого необходима практика, поэтому, особенно в случае с первым ребенком, не исключены случаи плача при переутомлении малыша.

Исправить нарушения сна сложнее, чем предотвратить их, по той простой причине, что и ребенок, и родители находятся в состоянии стресса от переутомления. Уставший организм ребенка пытается преодолеть это состояние, вырабатывая вещества, оказывающие стимулирующее воздействие. Такая реакция важна с точки зрения выживания, так как первобытному человеку необходимо было убегать, драться или продолжать охоту даже в состоянии переутомления. Такое «второе дыхание» стимулирующей энергии приводит человека в так называемое состояние гипертревожности, которое не дает заснуть или спать на протяжении длительного времени. Именно поэтому переутомившиеся дети кажутся перевозбужденными и не способны легко заснуть или спать подолгу. Но почему они плачут?

Во-первых, сильное переутомление может быть болезненным. Во-вторых, смена установившегося режима вызывает сильное беспокойство. После первых нескольких месяцев жизни ребенок может протестовать плачем против смены привычного графика; он предпочитает сну продолжение игр с матерью или отцом. Ни один родитель не хочет, чтобы его ребенок плакал. Но приучение к правильному режиму сна избавит вас от плача в долгосрочной перспективе. Не исключено, что на начальном этапе исправление нездоровых привычек приведет к усилению плача, но со временем он прекратится совсем. А в некоторых случаях обходится и вообще без него.

Как родители могут доверять тому, что они читают в книгах, журналах или Интернете? Сравнивая советы по поводу сна и плача, которые дают разные авторы, спросите у себя, чем они их обосновывают. Я, помимо общей педиатрической практики, которой занимался с 1973 г., проведения и публикации результатов исследований и чтения лекций о детском плаче и нарушениях сна начиная с 1981 г., помогал моей супруге растить наших четырех сыновей.

Весь этот опыт заставил меня прийти к выводу, что режим сна, темперамент и беспокойство или плач у младенцев связаны между собой. А ведь у них эти особенности в основном предопределены биологически. Мои наблюдения подтверждаются и другими исследованиями, поэтому я имею основания для утверждения, что дети уже рождаются с набором переплетенных между собой предрасположенностей или наклонностей.

Точно так же, как мы знаем, сколько кальция нужно вашему ребенку для того, чтобы его кости были прочнее, нам известно, насколько важен здоровый сон для развивающегося головного мозга. Дефицит кальция в детстве нарушает развитие костей, но при этом проблема остеопороза может проявиться лишь намного позже, в зрелом возрасте. Поэтому, если у ребенка в рационе не хватает кальция, проблема остается «скрытой», и мгновенно видимое отрицательное влияние отсутствует. Аналогичным образом дефицит сна в детстве может нанести вред развитию нервной системы; эти проблемы также могут оставаться «скрытыми» и проявиться лишь значительно позже. Мне кажется вероятным, что нездоровый режим сна становится одной из причин проблем, связанных со школьным обучением, таких как синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) и отставание в учебе. Я также предполагаю, что хронически утомленные дети превращаются в хронически утомленных взрослых, которые страдают от проблем, не поддающихся измерению: меньшей выносливости, меньшей способности противостоять стрессу, нехватки любопытства, сочувствия, веселости. Суть проста: сон – очень мощный инструмент воздействия на настроение, поведение, трудоспособность и личностные качества.

Один из наиболее маститых исследователей сна в мире, Уильям Демент, в 1967 г. учил меня в Медицинской школе при Стэнфордском университете, что мы существуем в трех основных биологических состояниях: бодрствующем, фазе быстрого сна и фазе медленного сна.

Хотя все три состояния взаимосвязаны друг с другом, существуют специфические проблемы, характерные для каждого из них.

Согласно доктору Дементу, традиционная медицина обращала внимание только на первое состояние – бодрствование. Его главная мысль состоит в том, что спящий человек является совершенно иным существом, чем бодрствующий. Наши внутренние часы «знают», когда мы должны спать, и соответствующим образом приспосабливают наш мозг, температуру тела и уровень гормонов к состоянию сна. В это время мы не реагируем на внешний мир, не думаем и не ощущаем так, как делаем это в состоянии бодрствования. Если не верите, спросите любую мать шестинедельного младенца, как она чувствует себя, когда встает ночью, чтобы его успокоить!

Существовавшее неправильное понимание «тревожности» и «усыпляющего плача» объясняется неспособностью разделить: 1) важность хорошего сна, когда мы находимся в биологической фазе сна; и 2) важность надежной привязанности, когда мы находимся в биологическом состоянии бодрствования. Эту неспособность можно понять, потому что большинство детских психологов и психиатров были лишены возможности проводить исследования или получать необходимую подготовку в области преимуществ здорового сна. Они не понимали, что спящий мозг отличается от бодрствующего. Даже сегодня будущие детские врачи получают очень мало знаний по теме сна – в Соединенных Штатах ей отведено всего лишь около пяти часов в трехгодичной учебной программе для педиатров. К сожалению, советы «специалистов», предлагаемые в популярных журналах и книгах, часто отражают этот недостаток знаний.

Из-за принципиальной разницы между спящим и бодрствующим мозгом в этих двух состояниях могут развиваться проблемы различного характера. Когда мозг вступает в биологическую фазу сна, появляются такие проблемы, как ночные кошмары. Они и прочие нарушения сна не могут возникать, когда мозг переходит к фазе бодрствования.

Бодрствуя, мы становимся совершенно иными.

Когда наши дети не спят, мы переживаем из-за таких проблем, как истерики, несогласие, отказ делиться игрушками или хорошо есть. Иногда мы не уверены в том, что между нами и детьми существует правильная эмоциональная связь. Получают ли они достаточно любви? Счастливы ли? Крепко ли привязаны к вам или чувствуют себя неуверенно и испытывают тревогу? То, как именно мы взаимодействуем с нашими детьми во время кормления, купания, одевания и игры, имеет очень большое значение. Концепция тревожности и недостаточной привязанности теряет смысл, когда мозг переключается в состояние сна.

Нам известно, что процесс засыпания и поддержания сна – это приобретаемый навык и что его формирование, или обучение, происходит естественным образом, как обучение ходьбе, если только в этот процесс не вмешиваются родители. Трудности в обучении ходьбе часто возникали в те времена, когда были в моде ходунки, потому что они мешали естественному развитию нормальной походки. Трудности в обучении сну возникают тогда, когда родители не уважают и не защищают естественную периодическую потребность ребенка в сне.

Приобретая некоторый опыт, все они ясно понимают, что правильный выбор времени для сна исключает плач!

Молодым родителям для достижения совершенства необходимы практика и терпение. Из-за их неопытности и неустойчивых ритмов сна и бодрствования младенца возможны ситуации, когда временной график сбивается и ребенок болезненно переутомляется. В таких случаях, возможно, он будет плакать. Эта книга научит вас, как поймать волну засыпания, прежде чем малыш переутомится. Сделать так, чтобы ребенок не плакал, не означает помочь ему научиться засыпать.

И это не только материнская задача; отцы тоже играют важную роль в установлении здорового режима сна. Традиционно именно матери всегда страдали от недосыпания, потому что только они вставали к ребенку по ночам. Матери постоянно, и днем и ночью, должны были быть наготове в гораздо большей степени, чем отцы. Если ночью возникали какие-то проблемы, угадайте, кто должен был их решать? Если ребенок плохо спит, угадайте, кто считался в этом виноватым? Я пытался исправить ситуацию, внушая людям, насколько важна – для ребенка, для брака и для семьи – вовлеченность отца.

Эта книга подробно расскажет вам о том, как предотвращать и лечить нарушения сна. В обсуждение профилактических мер включена детальная карта, которая поможет вам решить, насколько кормление грудью и родительская постель важны для предотвращения проблем со сном. Обсуждая лечение, мы сравним различные стратегии: исключение (игнорирование), постепенное исключение (контролируемый плач, проверка и утешение), пробуждения по графику, ритуалы отхода ко сну, дневная коррекция, расслабление и белый шум. Чтобы вам было легче пользоваться этой книгой, в конце каждой главы имеется удобный и доступный «План действий для измученных родителей». Я упоминаю в тексте книги о мужьях, женах, браке и супружеских проблемах исключительно для удобства, но на самом деле принимаю любые партнерские и детско-родительские отношения.

Часть I
Как спят дети

Глава 1
Почему так важен здоровый сон

Детская бессонница и связанные с ней переживания родителей существовали на протяжении многих веков.

У новорожденных здоровый сон возникает как будто очень легко и естественно. Они засыпают и спят без всяких усилий. Однако в первые недели и месяцы жизни, по мере развития мозга, их режим сна тоже меняется и развивается. Такие изменения могут привести к тому, что ребенок «путает день с ночью» – подолгу спит днем и подолгу бодрствует ночью. Это утомительно, но на самом деле постепенно все встает на свои места. В первые недели жизни ребенок, как правило, не испытывает никаких трудностей с засыпанием и сном. Однако по окончании этого периода раннего младенчества родители могут превратить естественные ритмы и режим сна в здоровые привычки ребенка.

Для многих из них оказывается сюрпризом, что эти здоровые привычки не формируются автоматически. Сами родители могут помогать или мешать развитию здорового режима сна. Конечно же, полностью измотанный ребенок в конце концов внезапно засыпает – это биологическая необходимость! Однако вряд ли такое явление можно назвать здоровым и полезным, так как чрезмерное утомление (которое часто можно определить по слишком возбужденному поведению ребенка, которое непосредственно предшествует «выключению») мешает нормальному развитию социальных навыков и даже обучению. Не стоит считать, что для ребенка «нормально» становиться капризным и раздражительным в конце дня. Хорошо отдохнувшие дети так себя не ведут.

До того как появились электричество, радио, телевидение, компьютеры и связь на дальних расстояниях, дети отправлялись спать раньше, чем сегодня. Наша современная привычка поздно ложиться спать, вероятно, не более «естественна», чем устаревшее «естественное» мнение, что чем ребенок толще, тем он здоровее. Общепринятые суждения о том, что является естественным, нормальным или здоровым, не всегда оказываются верными. Кроме того, в отношении ухода за ребенком вам могут казаться более «естественными» методы, применяемые в традиционных культурах. Я имею в виду частые кормления грудью в течение дня и ночи и совместный сон с ребенком, ношение его в слинге или мягком рюкзачке, постоянное пребывание рядом с малышом и реагирование на его запросы.

Не для всех семей это оказывается практичным, и даже у тех, кто выбирает такой «естественный» стиль, на процесс могут влиять чрезмерное беспокойство, плач, отказ их ребенка спать или посторонние «неестественные» факторы.

Доктор Кристиан Гийемино, который вместе с доктором Уильямом Дементом основал ведущий мировой журнал, посвященный исследованиям сна, объяснил мне, что его понимание основано на пяти фундаментальных принципах:

Сон – это мощный источник питания, благодаря которому наш разум остается активным и в то же время спокойным. Во время ночного и дневного сна происходит перезарядка батарей вашего головного мозга. Сон увеличивает силу мозга так же, как поднятие тяжестей – силу мышц, потому что хороший сон повышает концентрацию внимания и позволяет быть одновременно физически расслабленным и мысленно собранным. В этом случае ваши способности проявляются по максимуму.

Как вы узнаете из этой книги, учась правильно спать, ребенок учится и оптимально бодрствовать. Понимать, что означает оптимальное бодрствование, или оптимальная активность, очень важно, поскольку люди обычно склонны думать просто о сне и бодрствовании. Подобно тому как наш суточный цикл состоит не просто из двух частей – дня и ночи, но также и переходов – утра и вечера, у сна и бодрствования тоже есть свои градации. Уровни сна меняются от глубокого до частичного пробуждения; бодрствование также может быть разным – от полностью активного до дремотного состояния.

Значение оптимального бодрствования трудно переоценить. Если ребенок не получает необходимого ему сна в полном объеме, он может казаться либо полусонным, либо чрезмерно активным. Когда любое из этих состояний продолжается долгое время, результат в любом случае оказывается одинаковым: ребенок с неуравновешенным характером и неконтролируемым поведением, неготовый и неспособный быть довольным собой и извлекать максимум из бесчисленных возможностей для обучения, которые предоставляет ему окружающий мир.

Как мы, ведя активный образ жизни, можем следить за режимом дневного сна и давать ребенку всю свою любовь, когда он отчаянно плачет по ночам? Правда ли, что я могу навредить ребенку, если буду подходить к нему ночью и утешать его? Откуда мне знать, что сон действительно настолько важен? Если мой ребенок плачет, значит, я никудышный родитель? Если он плачет ночью, значит, он чего-то боится?

Эти вопросы задают мне многие родители. Они часто говорят о том, что в статьях и книгах, которые они читают, проповедуются совершенно разные идеи, и поэтому приходят к выводу, что, раз уж в этом вопросе все «так противоречиво», лучше оставить все как есть. Если вам кажется, что ваш ребенок спит плохо, и если вы не согласны с тем, что написано в этой книге, то скажите, когда, по-вашему, наступит улучшение? Через три месяца? Через три года? Если вы прислушиваетесь к мнению профессионала, который говорит вам, что вы должны проводить с ребенком по ночам больше времени, чтобы он чувствовал себя более «спокойно», задайте ему вопрос: «Как я узнаю, что мы на верном пути?» Не стоит ждать до бесконечности. Поразмыслите над тем, что в 1922 г. написал доктор Чарльз Санделл, главный врач детского отделения Больницы им. принца Уэльского в Англии: «По тому, насколько успешно врачу удается справиться с детской бессонницей, можно судить о его терпении и квалификации». Также он писал: «Неспящий ребенок – позор для того, кто о нем заботится, и свидетельство того, что им были допущены какие-то ошибки в этой заботе». Поэтому не стоит думать, что проблемы, связанные со сном, стали волновать всех только недавно.

Правда заключается в том, что современные исследования сна и бодрствования только подтверждают то, что внимательные практикующие врачи вроде доктора Санделла наблюдали уже более 80 лет назад. Он писал:

Каждый ребенок уникален. Дети подобны маленьким снежинкам. Они рождаются с набором индивидуальных особенностей, от которых зависит их физическая активность, продолжительность сна и длительность периодов плача. Однако дети различаются и на более тонком уровне. Некоторых понять проще; у них как будто сам по себе вырабатывается предсказуемый график кормлений и сна. Они также обычно меньше плачут и больше спят. Дети, поведение которых следует такому «встроенному» распорядку, проявляющемуся без особых вариаций, в большей степени способны успокаиваться самостоятельно, легче засыпают, а просыпаясь по ночам, чаще могут снова заснуть без чьей-либо помощи. Но не стоит винить себя, если ваш малыш не такой предсказуемый, больше плачет и хуже умеет успокаиваться самостоятельно. Вам просто не повезло, хотя общественное мнение может влиять на ваше восприятие этой ситуации.

В тех культурах, где мать постоянно носит ребенка при себе, а ее грудь всегда доступна для его кормления и успокоения, все равно существуют большие различия между детьми с точки зрения беспокойства и плача. Мать компенсирует их за счет увеличения количества ритмичных укачивающих движений или кормлений. Она, возможно, даже не представляет себе, как ребенок может спать один, вдалеке от нее. Подрастая, он может еще долго спать в одной постели с родителями. Нельзя сказать, что это однозначно хорошо или плохо, просто такой обычай несколько отличается от привычек большинства западных семей среднего класса.

Итак, не только дети спят по-разному, но и стереотипы, существующие в разных культурах, заставляют родителей относиться к этому по-разному. Не забывайте о том, что нет универсально «правильных» или «неправильных» способов или противостояния между «естественными» и «неестественными» стилями воспитания. Менее развитые общества вовсе не обязательно отличаются более «естественными» и, следовательно, более «здоровыми» практиками. В конце концов, и стрихнин, и коровье молоко в равной степени «натуральны», но они оказывают совершенно разные эффекты на организм человека.

iknigi.net