Бойцовский клуб бессонница

Культурная контркультура
Написанная из вредности, новелла со шрамами и выбитыми зубами, сумевшая даже перенести подвальные баталии в мир реальный, окрещенная чуть ли не гласом поколения и манифестом протеста (и кто знает, чем еще), стала дорогой для современного писателя в мир книжной жажды, где его новаторство массовости было воспринято на ура, и даже с некой осторожностью. Чак писал, что продюсер будущей экранизации упорно отказывался поверить в вымышленность подпольных клубов, он считал, будто писатель когда-то сам состоял в таком и теперь боится признаться из-за возможных последствий. А ведь именно факт вымысла выделил «Бойцовский клуб» среди нонконформистской прозы современности — прочие книги описывали быт существующих субкультур: наркоманов, футбольных фанатов, скинхедов, рокеров и прочих, тогда как БК создал миф о «настоящих мужчинах» и его же преподнес читателю.


nbsp;получилось так, что не субкультура породила собственную историю, а история создала свою культуру. Произошло это не без помощи известного кинодеятеля Дэвида Финчера, блистательно перенесшего… Хотя, не будем. Отброшу все последующие хвалебные эпитеты, ибо возведение БК на пьедестал кинематографического искусства даже мне успело надоесть.
Мы поняли, что вы любите Бойцовский клуб.
Мы поняли, что вы либо хотите быть как Тайлер, либо хотите спать с ним.
Мы поняли, что БК — шедевр кинематографа много больше, чем явление литературы.
Мы поняли, что отзывы пишутся на трезвую голову, а не под впечатлением от фильма. Как бы занудно это не звучало.

Писатель и фильм
Паланик известен, прежде всего, как безмерно эпатажный писатель, делающий ставку на реакцию читателя, на его шок, восхищение. Паланик хочет, чтобы его проза нравилась, он нарочито снабжает ее энциклопедическими данными, не строит сложных предложений, придумывает кучу чувственных метафор, столь сладких и запретных воображению, он специально смел в описаниях. Его герои всегда хуже среднестатистических ради, как ни парадоксально, их же собственной харизмы, его выводы всегда моральны и чисты, хотя, казалось бы, извлекать мораль из прозы Паланика тоже самое, что бриллиант из кучи экскрементов.


r /> Просто я не знаю, пропустит ли цензура слово «дерьмо».
И в этом проза Чака сродни экранизации «Бойцовского клуба» — фильм создан, чтобы нравится. Кропотливо, грамотно, этот продукт отесан и доведен до совершенства, чтобы им любовались. Он преисполнен скрытыми инструментами покорения зрительских сердец в возрасте до n-лет.

Инструмент покорения N1 
Параллели

В фильме присутствует немало параллелей с прошлым главного героя (далее Корнелиус — ибо жуть какое забавное имя, а Джек уже как-то неоригинально), с прошлому, где он слаб из настоящего, где он силен. Зрителю всегда нравилось наблюдать за развитием персонажа, за его совершенствованием (даже если средство оного — саморазрушение), а развитие, как известно, лучше всего разглядывать при сравнении. Во время первого посещения Корнелиусом методистской церкви и группы больных раком яичек, мы видим мужчин, понуро сидящих на стульях-скетелах и оплакивающих себя. Мы слышим, как руководитель группы говорит, что перед ним сильные личности. Что перед ним герои. Мы видим, как это трогает Корнелиуса, как ему интересно находиться в столь новой среде.


зже картина повторяется: мы погружены в полумрак подвала, кругом стоящие на ногах агрессивные мужики и харизматичный Тайлер, говорящий, спорящий через экранное время, что это перед ним сильные личности, что это перед ним герои. Мы видим, как Корнелиус находит себя уже здесь, как он забывает ту жалкую эмоциональность, что давали ему группы поддержки.
Возвращаясь к методистской церкви: Корнелиус плачет, оставляя на футболке Боба-с-Большими-титьками следы слез.
Снова повтор картины: на одном из сборов бойцовского клуба Корнелиуса несколько раз весьма нелицеприятно прикладывают головой об пол, и вот он уже любуется кровавыми следами на бетоне.
Зритель сравнивает два состояния героя, зритель понимает, что нынешнее куда предпочтительнее и интереснее. Зритель получает удовольствие от созерцания преображения.

Инструмент покорения N2 
Настоящие двадцать пятые

Часто в аннотациях к фильму упоминаются двадцать пятые кадры: мелькание Тайлера и полового члена. На деле эти кадры отвлекают. Они не несут возложенной миссии гипноза зрителя, они просто не дают зрителю освободиться от гипноза других кадров. И совсем не двадцать пятых, но по эффективности ничуть им не уступающих. До появления первого клуба, до освобождения Корнелиуса от материальных ценностей, зрителю часто демонстрируют вещи.


мые бытовые — деньги, мусор, бумажные стаканы, рубашки и прочее. И пока мы гадаем, что же делал на экране Тайлер (появляющийся в моменты злобы или сонливости Корнелиуса), нас подсознательно переполняет информация о обычных предметах окружающего мира. Кого-то даже до тошноты. На момент становления клуба зрителю мельком демонстрируют избавления от вещей: люди снимают кольца, галстуки, обувь. На момент создания проекта «Разгром», мелькающие кадры показывают лишь разрушение. Преимущественно государственной собственности.
И зрителю нравится видеть во второй половине фильма уничтожение того, что надоело еще в первой.

Инструмент покорения N3
Гламур

Вездесущее чудовище. Тайлер, смеющийся над телами моделей одежды для Келвина мать его Кляйна, утверждающий, что самосовершенствование — это онанизм, наделен весьма неплохой фигурой. Его псевдохаотичная прическа — сложная конструкция, для сохранения которой каждое утро требуется уход лаком, его одежда, очки, образ плохого парня, все это им же отрицается. Тайлер ругает то, чем обладает. Корнелиус, раз уж, положим, Тайлер — его кумир, тоже мечтает быть тем, кого критикует. По-сути, герои БК уничтожают гламур и эстетику во всех негативных проявлениях, оставляя для себя все положительное. Это сказка, наивность. Как и революция без смертей. Утопия. Но мы в восторге. Почему?
Вопрос был риторичен.


Естественно, фильм не лишен и традиционных инструментов покорения, как то: занимательный видеоряд, напоминающий стилистикой клипмейкерские фильмы, но не досаждающий зрителю трясущейся камерой и резким контрастом цветов; сюжет с шокирующей развязкой; интригующие и смелые эпизоды; доля юмора; интересные персонажи; отлично вписавшаяся в общую панораму музыка. Финчер, будучи режиссером «знающим и умеющим» совершенно и абсолютно не облажался. Если можно так сказать.

Высказывания о фильме
«Финал меня не разочаровал — все прошло по плану. Очень трудно разбудить в себе собственное «я». Даже само его существование ощутить — и то непросто. Мало того. Если оно в тебе проснулось — его надо крепко держать и решительно не отпускать. Ибо оно постоянно норовит уйти, особенно — с возрастом. А многие целенаправленно его гонят» © Goblin.

«Мне он сразу не понравился» © мистер Д-н.

«Круто, круто» © среднестатистический зритель сразу после окончания.


«Там дело не в драках… посмотри, в общем» © мистер И-я.

«Один из двух любимых фильмов» © я. 

Кто же ты?
Так кто же такой Тайлер Дерден, самый правый официант в телевизоре?
Он средство достижения цели Корнелиусом, его оружие в войне, где победа — побег из мира, в котором позволено спать, лишь наслушавшись чужих слез. Он почти осознанно создан героем. Вы ведь помните?
Проснуться в другом времени. Проснуться другим человеком.
Что важно, не Тайлер раскрыл Корнелиусу свою тайну, Корнелиус сам понял ее, сам озвучил. Человек слишком слаб для той свободы, для боли и одиночества, которую предлагал людям Тайлер, человек не способен на жертву без учителя, без сильного примера рядом с собой. Корнелиус, даже как учитель, не был способен на этот шаг, Тайлер был нужен ему.
Ты ведь такой благодаря мне.
Вы ведь помните?

Ах да… смысл.
Который не был переиначен или дополнен Финчером. Режиссер благоразумно пересказал идейность, которую незадолго до него пересказал Паланик. Суть фильма даже не в глубине взглядов «страдание есть путь к освобождению», а в том, до чего сумели дойти главные герои.


лядываясь на самого себя, я вижу, что мне известно, довольно давно известно то, о чем снят фильм. Но я не создал клуб, я не устроил революцию. Клуб не глубок, а эмоционален, почти максимально зашкален в тех идеях, которые себе позволил. Философия насилия, последующая философия свободы, победа над системой — вот судьбоносная веха БК, вот то, чем он так привлекает. Как обывателей манят фильмы о бандитах, так заключенных манят фильмы о свободе, даже если ничего нового они им не скажут.
В «Бойцовском клубе» много ссылок на буддистские мифы и легенды. Паланик человек начитанный и знающий, его знание — его же тупик. Он понял, как сложно предложить что-то новое, потому и наводнил свое творение известными истинами. Но сумел адаптировать их к современному социуму и быть понятым теми, кто не желает изучать Махаяну.

Смотрел, когда было мне 17 лет. С тех пор 10 из 10 🙂

www.kinopoisk.ru

В двух словах

Вот какие теглайны были у фильма:

— Лишь утратив всё до конца, мы обретаем свободу.
— Если можно проснуться в другом времени, и в другом месте, нельзя ли проснуться другим человеком?
— Интриги. Хаос. Мыло.

Зачем стоит перечитать цитаты из фильма «Бойцовский клуб»

Чтобы еще раз вспомнить, что означает аварийный выход на высоте 30 тысяч футов. И что можно изготовить, если смешать бензин с апельсиновым соком.

А теперь — цитаты


Трудно разговаривать с пистолетом во рту

―Меня все время спрашивают, знаю ли я Тайлера Дердена.

―Давно известно, мы причиняем боль тем, кому любим. Но часто бывает и наоборот.

―Арена массового поражения, а у нас места в первом ряду.

/*Рассказчик мучительно пытается понять, с чего все началось. С Боба? */

―Тут я и нашел себе место.

/* Краткая история времени: как-то все хреново. Икеа и бессоница… */

―Полгода я мучился бессоницей… мучился бессоницей… мучился бессоницей… При этом все становится нереальным, маячит где-то вдали. Все лишь копии… копии… копий…

―Когда освоение космоса пойдет вовсю, названия будут присваиваться в честь корпораций: созвездие Айлеа, галактика Майкрософт, планета Старбакс.

Меня все время спрашивают, знаю ли я Тайлера Дердена. Я листал каталоги, задаваясь вопросом: какой сервиз может служить характеристикой моей личности?


―Я листал каталоги, задаваясь вопросом: какой сервиз может служить характеристикой моей личности?

―Раньше мы зачитывались порнографией, а теперь каталогами Хорчаво.

―Эй, послушайте, я же мучаюсь!
―Вы мучаетесь? Загляните в методистскую церковь вечерком во вторник, посмотрите на больных раком яичек. Вот они мучаются.

/* И он пошел. А Тайлер Дерден уже где-то рядом… Все чаще и чаще */
/* Методистская церковьгруппа поддержки, Боб, и катарсис… */

―Давай, Корнелиус, ну поплачь…

―Я обрел свободу. Свобода есть утрата всяческих надежд.

―Даже младенцы не спят так крепко. Я пристрастился к этому.

―Я молчал, и окружающие делали вывод, что у меня совсем все плохо.

―Каждый вечер я умирал. И каждый вечер возрождался вновь. Из мертвых.

/* Марла — разрушительница идиллий */

―Будь у меня опухоль — я назвал бы ее «Марлой». «Марла» — крохотная язвочка на нёбе, которая зажила бы, если к ней не прикасаться языком; но ведь не удержаться.

―Я тебя раскусил.
―Что?
―Да. Ты — симулянтка. Ты не умираешь.

―Ты — гастролерша. Я тебя видел среди тех, у кого меланома, среди туберкулезников, среди больных раком яичек.
―Ты репетировал!
―Что именно?
―Обвинительную речь. Результат оправдал ожидания, Руперт?

'Марла' — крохотная язвочка на нёбе, которая зажила бы, если к ней не прикасаться языком; но ведь не удержаться


Ты - гастролерша. Я тебя видел среди тех, у кого меланома, среди туберкулезников, среди больных раком яичек.

―Когда думают, что ты умираешь, тебя правда слушают, а не только…
―Ждут своей очереди заговорить.

―Что ж, у нас по три, итого шесть, и еще я хочу «рак кишечника».
―Девушка неплохо осведомлена.
―Нет, нет, «рак кишечника»мой.
―Прикипел к нему? Хотел обмануть меня, а?

―Вот так я и познакомился с Марлой Сингер. Согласно ее мировоззрению, она могла умереть в любой момент, трагедия в том, говорила она, что этого не происходит.

/* Аэропорты, перелеты, одноразовые друзья */

―Ты просыпаешься в аэропорту Сиэтла, Сан-Франциско, Лос-Анжелеса… Ты просыпаешься в Охеа, в Далласе, или Вашингтоне. Тихоокеанский, Горный, Центральный часовой пояс… Час выиграл — час проиграл. Это твоя жизнь, и каждая минута — отметка об окончании какой-то ее части.

―Если можно проснуться в таком месте, где идет другой отчет времени, нельзя ли проснуться другим человеком?

―На большом отрезке времени шансы каждого из нас на выживание близки нулю.

―Детская пластинка от зубов застряла в пепельнице. Вот реклама о вреде курения.

―Папаша был тостяк. На сиденье следы горелого жира. Картина в духе авангардизма.

―И часто случаются такие аварии?
―До невероятия.
―В какой компании вы работате?
―В крупной.

/* Небо. Самолет. Тайлер Дерден */

―Аварийный выход на высоте 30 тысяч футов. Иллюзия безопасности.

―Знаете, для чего кислородные маски?
―Чтобы дышать.
―Кислород опьяняет. В катастрофической ситуации вы впадаете в панику, и вдругэйфория, покой. И вы смиряетесь.
―Вот рисунок. Аварийное приводнение. А на лицахбезмятежность, как у коров в Индии.

―В вашем смехе звучит отчаяние.

―Мыло. Я произвожу и продаю мыло. Критерий цивилизованности.

―Вы знаете, что смешав бензин с апельсиновым соком, можно изготовить напалм?

―И вам это нравится?
―Что?
―Быть умником.

―Вопрос этикета. Как повернуться, проходя мимо вас: задницей или мошонкой7

/* Поселиться у Тайлера Дердена: я не могу объяснить, почему я ему позвонил */

―Разумеется, мы не упоминаем о том, чей он, нас обязывают называть его чисто безотносительно вибратор, но только не говорить — ваш вибратор.

― У меня было все: очень приличная стереосистема, весьма респектабельный гардероб, еще чуть-чуть — и нечего желать.

―Слово дювэ знаешь?
―Плед…
―Одеяло. Всего навсего. А зачем таким как мы с тобой знать, что такое дювэ? Это необходимо для выживания, как умение добывать пищу? Нет. И кто же мы?
―Мы просто… потребители.
―Правильно! Потребители. Мы одержимы внешней атрибутикой преуспевания. Убийства, голод, преступность — все это не волнует меня. А волнуют меня знаменитости и скандалы, телевизор, где 500 каналов, чье имя на бирке моих трусов. Rogaine, Viagra, Olestra…
―Марта Стюарт.
―Нафиг Марту! Марта полирует бронзу на Титанике, мир скоро пойдет ко дну, так что пора плюнуть на все эти диваны и зелёную обивку.

―Я считаю, к черту совершенство, к черту преуспевание, я считаю, наплевать на все это. Пора эволюционировать. Возможно, что я не прав, и это — жуткая трагедия.

―Не ходи вокруг да около, а спроси.
―А это не слишком сложно?
―Сложно спросить?
―Можно, я у тебя переночую?
―Да.

/* Позвольте рассказать вам о Тайлере Дердене */

―Тут имеются интересные возможности.
―Скажем, вклеить порнографические кадры в семейный фильм.

―Никто не осознает, что он это видел.
―Крепкий большой член.

―Он был террористом в системе обслуживания.
―Он придавал отстроту салатам из омаров, чихал на меренги, плевал на тушеные овощи, а уж что до грибного супа пюре… У, это не рассказать.

/* С чего есть пошел Бойцовский клуб: первая драка */

―Ведь ты же не знаешь себя, если ни разу не дрался.

―Я не хочу умереть без единого шрама.

―Надо как-нибудь это повторить.

/* Большую часть недели мы проводили как идеальная супружская пара */

―К концу первого месяца я перестал скучать по телевизору.

―После боя громкость звуков, сопровождавших все прочее в жизни, снижалась. И все становилось по силам.

―С кем бы ты хотел подраться?
―Я со своим боссом. А ты?
―Я со своим отцом.

―Я не могу жениться. Я — тридцатилетний мальчишка.
―Мы из поколения мужчин, выращенных женщинами. Поможет ли другая женщина в решении наших проблем?

Я не хочу умереть без единого шрама. Первое правило клуба: не упоминать о бойцовском клубе.

/* Добро пожаловать в бойцовский клуб! */

―Первое правило клуба: не упоминать о бойцовском клубе.
―Второе правило клуба: не упоминать нигде о бойцовском клубе.
―Третье правило клуба: боец крикнул стоп, выдохся, отключилсябой закончен.
―Четвертое: в бою участвуют лишь двое.
―Пятое: бои идут один за другим.
―Шестое: снимать обувь и рубашки.
―Седьмое: бой продолжается столько, сколько нужно.
―Восьмое и последнее: тот, кто впервые пришел в клубпримет бой.

/* Побочные эффекты */

―Мышцы новичка в бойцовском клубе походили на рыхлое тесто, через пару недель начинало казаться, будто они высечены из дерева.

―С кем бы ты подралася из знаменитых?
―Уже умерших?
―Все равно, кто круче.
―С Хемингуэем. А ты?
―С Шеффнером. Я с Уильямом Шеффнером.

―Самосовершенствование — это онанизм. А вот саморазрушение…

―В бойцовском клубе победа и поражение ничего не значили, слова не играли роли.

―Бой заканчивался, вопросы оставались неразрешенными, но ничто уже не имело значения.

―После боя мы чувствовали, что обрели спасение.

―Ну, а из исторических лиц?
―Я бы с Ганди.
―Отлично.
―А с кем ты?
―С Линкольном.
―С Линкольном?
―Угу. Высокий, руки длиннные, тощие бьются до конца.

/* Марла появилась */

―Девушка, что там живет, была раньше мила и обаятельна, но утратила веру в себя. Она чудовище! Она не человек, а скопище мерзости! Желаю вам спасти ее.

―Я — воспаленный желчный проток Джека.

―Боже… Да меня так не пялили с начальной школы.

/* Пора завязывать с офисом, я считаю */

―Кровь твоя?
―И моя тут есть.

―Взрыв уничтожил не просто кучу барахла, он уничтожил меня. (Выражаю благодарность Академии).

/* Семья. И Фрейд тут совсем не при чем */

―Помимо того времени, когда они трахались, Тайлер и Марла не общались. Мои родители вели себя таким же образом.

―Презерватив — хрустальная туфелька нашего поколения. Его надевают, повстречав незнакомца, ну, танцуют всю ночь, и выбрасывают. То-есть, резинку, а не человека.

―Мне снова шесть лет. Родители передают через меня сообщения друг другу.

―Ты — полнейший псих. Даже мне до тебя далеко.

/* Что будем делать? Сегодня — варить мыло */

―Как перья не цепляй — цыпленком не станешь.

―Тут важен солевой баланс, поэтому лучший жир для мыла — человеческий.

―Растопим жир — и сало всплывет. Этому учат бойскаутов.

―Сало затвердеет — сверху будет глицерин. Добавим азотной кислоты — будет нитроглицерин. Добавим азотно-кислый натрий и древесные опилки — будет динамит. Имея много мыла — можно взорвать все на свете.

/* Самый эротический момент: поцелуй Тайлера. Можно твою руку? */

―Первое мыло было изготовлено из праха героев.

―Нет, у тебя преждевременное просветление.

―Это — лучший момент в жизни, понял? А ты где-то витаешь и все мимо?

―Заткнись, парень! Каждый представлял отца Богом. Отец тебя бросил. Что это говорит тебе о Боге?

―Признай, что Богу ты не нужен. Скорее всего, что он тебя не хотел. Он тебя, похоже, ненавидит. И это не самое страшное в жизни.
―Разве?
―Он не нужен нам. Плевать нам на ад, и на рай плевать. Мынежеланные божьи дети, ну и пусть!

―Сначала ты должен смириться. Ты должен признать — без страха — что ты когда-нибуь умрешь.

―Лишь утратив все до конца, мы обретаем свободу.

/* Это я, Боб! */

―Ты знаешь Тайлера Дердена?

―Я вижу в бойцовском клубе самых сильных мужчин на свете. Огромный потенциал, и он растрачивается. Черт возьми, мы вкалываем на фабриках, и в ресторанах, гнем спину в офисах. Нас дразнят, рекламируя одежду. Мы работаем в дерьме, чтобы купить дерьмо, нам не нужное. Мы — пасынки истории, ребята. Мы не востребованы. Ни тебе великой войны, ни великой депрессии. Наша война — война духовная. Наша депрессия — наша судьба. Телевидение внушило нам веру в то, что все мы станем миллионерами, звездами кино и рок-н-ролла. Все вранье, и мы начали это осознавать. И это приводит — всех — в ярость.

/* Лу пришел. Ему придется сразиться с Тайлером и победить. Жуткое зрелище */
/* Задание на следующую неделю. Затеять драку и чтоб тебя в ней одолели */

/* Автоизбиение и выходное пособие на всю жизнь */

―Я — ухмыляющаяся месть Джека.

―Я — никчемная жизнь Джека.

/* Тайлер выдумывал новые домашние задания и раздавал их в запечатанных конвертах */
/* Полиция изымает катапульты для экскрементов. Изгаженный фонтан. Пропавшие обезьяны найдены обритыми наголо */

/* Домашнее задание: жертвоприношение */

―Если за шесть недель ты не выучишься на ветеринара — ты умрешь. Беги домой. Беги, Форрест, беги.

―Слушай, мне худо.
―Представь, каково ему.

/* У Тайлера был план */

―Отринуть все, что не имеет подлинной ценности.

/* Марла, ты ходишь в группы? */

―Не стало Хлои… Для нее так даже лучше, видимо.

Растопим жир - и сало всплывет. Этому учат бойскаутов. Если волонтер молод - говоришь, ты зелен. Если стар - слишком стар. Если после этого он прождет три дня на улице без пищи - он будет принят для подготовки

/* Так буддийские храмы испытывали кандидатов тысячи лет */

―Если волонтер молод — говоришь, ты зелен. Если стар — слишком стар.
―Волонтер?
―Если после этого он прождет три дня на улице без пищи, он будет принят для подготовки.

―Все мы превращались в тех, кем Тайлер хотел нас видеть.

―Как обезьяна перед запуском в космос. Обезьяна-космонавт. Жертвует собой ради благой цели.

―Слушайте, недоноски. Вы — не уникальны. Неповторимая красота снежинки — это не про вас. Вы — разлагающаяся органическая масса, как и все вокруг.

/* Мы уповали на Тайлера. Акты вандализма продолжаются */

―Главное правило проекта «Разгром» — не задавать вопросов.

―Я — острое ощущение отчужденности Джека.

/* Избиение блондина */

―Я хотел застрелить каждую панду, которая не хочет трахаться для спасения биологического вида. Я жаждал открыть спускные клапаны на танкерах и загадить пляжи Франции, которых вовек не увижу. Я желал вдыхать дым…

―Что за дела, безумец?
―Хотел уничтожить что-то красивое.

/* Поездка до последней черты */

―Я хочу знать все!
―К хренам твои знания. Забыть все, что знаешь — вот, что нужно. Все, что якобы знаешь о жизни, о любви и дружбе, и главное о нас с тобой.

―Чтобы вы хотели прежде, чем умрете?
―Написать автопортрет.
―Построить дом.

―Зачем я, по-твоему, взорвал твой дом?

―Попытка дойти до последней черты — не какой-то дурацкий семинар. Перестань ты за все цепляться и наплюй на все. Наплюй!
―Ну ладно.

―Я еще ни разу не попадал в аварию. Так вот что пережили люди, послужившие статистическим материалом для моих отчетов.

―Мы были на волосок от жизни!

/* После аварии. Тайлер исчез */

―В мире, который мне видится, ты охотишься на лосей в пропитанных влагой лесах, окружающих руины Рокфеллер-центра. На тебе — одежда из шкур, одна до конца жизни. Ты взбираешься на верхушку небоскреба Сьерс-Тауэр, и видишь оттуда крохотные фигурки людей, которые молотят зерно, и раскладывают узкие полоски мяса по заброшенной скоростной автомагистрали.

―Я — жутко одинок. Отец бросил меня, Тайлер меня бросил. Я разбитое сердце Джека.

/* Убили Боба */

―Умерев, участник проекта «Разгром» обретает имя. Его имя — Роберт Полсон…

/* Всплывает правда. Неприятная, но какая есть */

―Я сплю… Я спал… Тайлер приснился мне в кошмарном сне, или я Тайлеру?

―Ты то ласкаешь меня, то топчешь ногами. Открываешь мне душу, и делаешь из меня посмешище. Я похоже описала наши отношения, Тайлер?

/* Почему все вокруг путают нас с тобой? */

―Ты хотел изменить свою жизнь, но не мог это сделать. Твои желания воплощены во мне.

―Ты хотел именно так выглядеть, так трахаться. Я умен, талантлив и свободен от всего, что сковывает тебя.

―Со всеми это бывает. Люди видят себя такими, какими они хотели бы быть. В отличие от тебя, им не хватает смелости.

―Чушь полная, не буду слушать! Ты псих!
―Нет, псих ты.

/* Все, что вы закажете — бесплатно */

―Тебе, наверное, казалось, что во мне два человека.
―Два. Доктор Джекил и мистер Мудак.

―Встреча с тобой — кошмар моей жизни.

/* Вы приказали, если кто будет срывать проект «Разгром», даже вы сами — отрезать яйца ему. Сопротивление бесполезно */

―Я бежал, пока мышцы не начало жечь огнем, а кровь не стала едкой, как кислота… И тогда я побежал дальше.

/* Франклин стрит. Тайлер уже здесь. И много взрывчатки */

―О боже, нет, только не зеленый. Любой, кроме зеленого.

―Отлично. Ты палишь по воображаемому другу, а рядом — четыреста галлонов нитроглицерина.

/* Вроде с этого момента мы и начинали. Снова пистолет во рту */

―Не хочешь сказать пару слов?
―…
―Извини?
―Так ничего на ум и не пришло.
―А… Ретроспективный юмор.

―Из этих окон мы увидим, как наступит закат финансовой истории.

―Ты создал никчемное альтер-эго для повышения тонуса. Так ответь за это!

/* Снова пистолет во рту. Стреляет. Он убил Тайлера! */

―Кто это сделал?
―Я, если честно.

/* Здания рушатся. Теперь все будет хорошо */

―Мы встретились в странный период моей жизни.

/* Я в своем уме? */

КОНЕЦ

Ты хотел изменить свою жизнь, но не мог это сделать. Твои желания воплощены во мне.

И ведь что интересно…

Режиссер Дэвид Финчер:

«Не так уж часто выпадает возможность сделать что-нибудь вроде Бойцовского Клуба. Если бы все люди, позже купившие его на DVD, пришли бы на него в первый уикенд, сейчас бы мы смотрели Бойцовский Клуб-2. После выхода фильма… я ждал следующего предложения три года».

«Достаточно обладать страстью и какой-нибудь сраной идеей, и люди не будут мешаться под ногами, потому что им нужно за кем-то следовать».

И еще он использовал более 1500 рулонов пленки, в три раза больше, чем обычно для двухчасового фильма. Вот так и снимают шедевры.

Одна из лучших ролей Бреда Питта.

Мне особо доставляет его пластика. Ну очень смешная. Когда он ходит, с нунчаками забавляется и вообще. Потом это станет еще смешнее в фильмах «Мистер и Миссис Смит», и «После прочтения сжечь»…

Чему как бы учат нас цитаты из фильма «Бойцовский клуб»

Все хотят быть живыми. Кто-то ради этого покупает сервизы из Икеи, кто-то вступает в бойцовский клуб, кто-то прыгает с парашютом. А истина — она где-то там…

Лишь утратив всё до конца, мы обретаем свободу. Вы уверены, что оно вам нужно? Просто спрашиваю…

Смотрите хорошее кино — и будет вам счастье.
И помните: иногда ты расплачиваешься за то, что сделал. А иногда — за то, чего не сделал…

www.vothouse.ru

  1. ↑ Тайлер перезванивает Рассказчику на телефон с надписью: «Входящие вызовы под запретом» (No Incoming Calls Allowed).
  2. ↑ Слова Рассказчика: «Когда они не трахались, Тайлера и Марлу было не застать в одной комнате. Мои родители проделывали такой же номер годами… Мне снова шесть лет, родители передают через меня сообщения друг другу».
  3. ↑ По фильму разбросаны намёки на их тождество. Например, в первых минутах Рассказчик говорит, что ему известно о предстоящих взрывах, так как об этом известно Тайлеру. Марла набирает номер Рассказчика, а попадает в дом к Тайлеру. Ударив себя в кабинете босса, Рассказчик сразу вспоминает о первой драке с Тайлером. Сидящий за рулём машины Тайлер требует от Рассказчика забыть всё, что ему известно о них двоих. Следует авария — и Рассказчик оказывается на месте водителя, а Тайлер — в кресле пассажира.
  4. ↑ И сценарий, и текст ставшего его основой романа построены таким образом, что в течение как всего фильма, так и всей книги нельзя понять, как зовут главного героя. Либо к нему обращаются на «ты», либо по вымышленным именам, которые он сам придумал: Корнелиус, Руперт, Тревис. Время от времени Рассказчик произносит фразы вроде «Я — ухмыляющаяся месть Джека» или «Я — растраченная жизнь Джека», создавая впечатление, что это его зовут Джеком и что он говорит о себе в третьем лице. На самом деле это отсылки к статьям журнала «Ридерз Дайджест», которые читает Рассказчик, где внутренние органы людей ведут монологи.
  5. ↑ Цитата из книги: «… потому что иногда кто-нибудь приносит мой обеденный поднос и мои лекарства…»
  6. ↑ В лакановском психоанализе двойник определяется как провозвестник влечения к смерти, воплощение jouissance (англ.)русск.. Субъект приписывает двойнику способность потреблять «украденное» у него наслаждение. Двойник совершает поступки, которые не решается совершить субъект. Он реализует те желания, которые субъект вытесняет из сознания. См., напр., Славой Жижек, Рената Салекль. Gaze and Voice as Love Objects. Duke University Press, 1996. Page 139.
  7. ↑ По мнению Фалуди, вывод производственных мощностей за пределы США и другие глобализационные процессы не позволяют американским мужчинам быть настолько экономически успешными, чтобы соответствовать той модели мужественности, которую навязывают реклама и фильмы. В результате многие теряют самоуважение и не видят смысла в жизни. Проблему усугубляет то, что многие современные мужчины по сути не знали традиционных ролевых моделей — отцов (слишком занятых собственной карьерой) — и вынуждены были черпать представления о мужественности из телепрограмм и фильмов.
  8. ↑ Жиру отмечает, что бойцовские клубы подобны потребительскому капитализму в том, что построены на «рыночно обусловленном» стремлении к победе в конкурентном соревновании, на потребности в мгновенном удовлетворении желаний.
  9. ↑ Имя Ницше упоминают многие пишущие о фильме. Жижек в своём разборе фильма формулирует его урок словами из письма Ницше к другу. Университет Южной Каролины издал даже книгу под названием «Ницше и философия „Бойцовского клуба“».
  10. ↑ Скажем, в «Забриски-пойнт» символы капиталистической цивилизации взлетают на воздух только в воображении героини, а социальный протест локализован в главном герое.
  11. ↑ Одна из первых фраз Тайлера в фильме: «А теперь вопрос этикета: проходя мимо твоего кресла, тебе подставить задницу или член?» (As I pass, do I give you the ass or the crotch?) Сразу за этим слова Рассказчика: «Как получилось, что мы стали жить вместе?..» Перезванивая Рассказчику на таксофон, Тайлер сравнивает это с позой валета (Yeah, I *69’d you). На выходе из бара: «Хватит прелюдий…» (Cut the foreplay). Принимая ванну перед глазами Рассказчика: «Сомневаюсь, что наши проблемы решит женщина». Реакция Рассказчика: «Ты не должен жениться. Я 30-летний мальчишка…» Эдвардс пишет, что сами бои выполняют функцию физического соития.
  12. ↑ Руководство студии предполагало поручить переработку книги в сценарий Баку Хенри, который в своё время работал над «Выпускником».
  13. ↑ Развивая эту мысль, Эми Таубин приходит к выводу, что мазохистское отношение героев этих фильмов к своему мужскому телу уподобляет его телу женскому. Как и у Скорсезе, герой «Бойцовского клуба» доказывает свою мужественность не столько страданиями, которые он причиняет окружающим, сколько страданиями, которые он причиняет себе сам.
  14. ↑ Для пробуждения от эмоциональной летаргии лермонтовский «герой нашего времени» тоже сознательно ищет ситуаций, чреватых болью и опасностью для жизни.
  15. ↑ О духовном омертвении современников и безысходной цикличности попыток преодолеть его не раз заводил разговор в своих фильмах Антониони — ср., напр., «Профессия: репортёр».
  16. ↑ В русской литературе раздвоение личности главного героя и ложное двойничество известно по повестям «Зависть» Олеши, «Соглядатай» Набокова, «Ты и я» Абрама Терца.
  17. ↑ Российский кинокритик М. Трофименков назвал ленту о создании социальной сети «софт-версией „Бойцовского клуба“». Традиционный финчеровский треугольник образуют главный герой Марк Цукерберг, его «правильная» сторона Эдуардо Саверин и «демоническая» — Шон Паркер. Женщины в этом фильме сугубо периферийны.
  18. ↑ К примеру, гуру британской кинокритики Эми Тобин на страницах Sight & Sound заявила, что принятый для обсуждения кино язык не способен адекватно передать головокружительные пространственно-временные сдвиги, которые претерпевает мир в «Бойцовском клубе».
  19. ↑ В интервью журналу Empire Финчер признаёт, что стаканчики Старбакс как символ потребительской Америки присутствуют едва ли не в каждой сцене фильма.
  20. ↑ См., напр.: «’Fight Club’ author Palahniuk to participate in academic conference at Edinboro University». Erie Times-News. March 26, 2001. Film Comment сразу после выхода «Бойцовского клуба» назвал его «первым фильмом следующего столетия», который обещает массовому кинематографу выход из тупика 1990-х.
  21. ↑ На этот аспект, в частности, обращает внимание Жижек: «Разве это не тот самый фильм, в котором показано возникновение терроризма в США?» См.: Lenin, Vladimir Il’ich. Revolution at the Gates (ed. Slavoj Zizek). ISBN 978-1-85984-546-2. Pp. 257—258.

ru.wikipedia.org