Бессонница 2002

Этот детектив о поимке маньяка, а вернее полицейский триллер, я собирался посмотреть уже достаточно давно. Но всякий раз откладывал это на потом. Причина не в моей лени (хотя это тоже играет не малую роль в том, что очень многие достойные картины мной ещё не отсмотрены), а в том, что Кристофер Нолан является для меня одним из самых любимых режиссёров. И будучи наслышанным об негативных зрительских отзывах на этот фильм, я побаивался его смотреть. Так как не хотелось убедиться в том, что даже великие творцы допускают ошибки. Конечно я видел трейлер картины, читал какие то факты о ней, и смотрел небольшие её фрагменты (когда случайно попадал на фильм по ТВ). Но посмотрел целиком «Бессонницу» я только сейчас. И должен сказать, что не остался разочарованным. Хотя, и в восторге от ленты я тоже не остался.


рочем, возможно это из за того, что я сужу о картине из сегодняшнего дня, когда маэстро Нолан стал практически недосягаем на вершине своего гения. И уже имеет в своём активе такие шедевры как «Престиж» (тоже, кстати не оригинальная постановка, а экранизация книги), «Начало» и трилогию «Тёмный Рыцарь». Тогда же, в начале нулевых, он был молодым, подающим таланты постановщиком. Снявшем несколько низкобюджетных, почти «домашних» арт-картин. Известным миру по новаторскому триллеру «Помни…». И для того времени «Бессонница» была пусть и не шедевром, то уж крепким остросюжетным фильмом точно. А с каких пор, для жанрового кино этого стало мало? К тому же, для практически вчерашнего дебютанта шанс снять в своём фильме сразу троих лауреатов премии Оскар выпадает не часто.

«-Мы оба нарушали священное табу, которое существует лишь в нашем сознании. Ведь мы с вами знаем, как это в сущности легко убить человека…» (с)

Если раньше «Бессонница» была для меня полицейским триллером с Аль Пачино и Робином Уильямсом в главных ролях, то теперь это в первую очередь -фильм Кристофера Нолана. И при просмотре, обращаешь внимание на многие мелочи, которые в картине другого режиссёра и не играли бы особой роли.


, к примеру -запоминающиеся диалоги персонажей, как идёт развитие сюжета (линейное или с флэш-бэками) какая «картинка» и пр. Сейчас это важно. И можно констатировать, что очень многое здесь сделано действительно «по-нолановски». Но, увы не всё. Хотя бы сюжет -он здесь практически прямой, а флэш-бэков настолько мало, что практически и нет. Но если учесть, что это ремейк, то при желании можно даже похвалить автора. Ибо режиссёр сумел, что называется «прогнуть материал под себя». Всё таки это Нолан, и при просмотре это чувствуется. Создаётся своеобразная атмосфера присущая картинам этого постановщика (чему помогает как всегда великолепная работа его штатного оператора Уолли Пфистера). Так же дополняет «композицию кадра» и превосходная музыка Дэвида Джулиана. Всё вместе воссоздаёт на экране тот, постепенно затягивающий, немного давящий, немного «глючный» мир героя -страдающего от бессонницы. Поразительно точно удалось автору передать это состояние: когда сливаются голоса, шумы звучат чуть громче обычного, а окружающие предметы имеют повышенную чёткость очертаний. Этого не передать словами, но все испытывали подобное чувство после вынужденного суточного бдения. И в фильме это ощущение очень точно показано.

еются и прописанные персонажи с увлекательными диалогами. Признаться, смотря сцену встречи героев Пачино и Уильямса на транспортной барже, и их неспешную, но короткую беседу, я вспомнил эпизод из «Тёмного Рыцаря» — разговора Уэйна с Джокером в допросной. Практически такой же накал страстей достигнутый на ровном месте. Иной навороченный экшен не может так приковать к экрану, что ты даже затаив дыхание прибавляешь телевизору громкость, дабы не упустить ни слова персонажей!

«-Жизнь -это невероятная ценность…Так почему же она хрупка до жути?..» (с)

Для тех кто не смотрел фильм скажу, что сюжет крутится вокруг детектива Уилла Дормер, который вместе с напарником Хэпом прилетает по заданию начальства в глухой городишко на Аляску, где недавно произошло убийство школьницы. Предположительно это начало «серии», а так как Дормер лучший спец по поимке «серийников» дело поручили именно ему. Однако, сам Дормер подозревает, что его отправили на Аляску, дабы внутренняя полиция могла с помощью его напарника-взяточника добраться до него (на то есть причины). И вот, во время засады на убийцу, во время густого тумана, в лесу герой по ошибки убивает напарника, тем самым снимая себя «с крючка».


ло обставлено так, будто застрелил его преступник. Но ему известна правда, и у него есть доказательства. Поэтому некто по имени Уолтер Финч выходит на связь с Дормером, и предлагает сотрудничать. Он забывает о том, что видел. А детектив помогает свалить труп девушки на её бывшего бойфренда-хулигана. И всё бы нечего, да Дормера мучает бессонница вызванная «полярными днями». Да ещё местная «Шерлок Холмс в юбке» начинает расследовать обстоятельства убийства Хэпа, и понимает, что стрелял в тот раз отнюдь не убийца…

«-Ты хороший человек. Я это помню, даже если ты сам забыл.» (с)

Здорово прописан главный отрицательный персонаж -герой Робина Уильямса, Финч. Это не сумасшедший маньяк-педофил, и не жертва трудного детства и пр., что обычно придумывают сценаристы подобных сюжетов. Это респектабельный и уважаемый мужчина — писатель популярных детективных романов. Он умён, изворотлив и имеет свою философию, которой трудно не поддаться, уж больно «сладко» тот её преподносит, что даже бывалый коп Дормер и тот не смог сохранить своё самообладание. Уильямс обычно играет положительных персонажей, даже более того -комедийных. Здесь же, он просто купается в образе романтичного негодяя, и заметно что роль ему очень уж нравится, с такой самоотдачей играет актёр.


nbsp;этом странном кастинге вновь проявляется гений Нолана — его способность открывать известных зрителю актёров с другой стороны. Так было с Гари Олдманом, Хитом Леджером, так было с Энн Хэтуэй и Томом Харди. Так же, но только раньше это произошло с Робином Уильямсом. Ну, а Аль Пачино играя Дормера достоверно изображает человека страдающего от невозможности заснуть. Прочие актёры не чем особо не выделились, за исключением Хилари Суонк. Она сыграла роль следователя Элли — молодой и фанатичной особы преданной тому делу, которым она занимается. И за ней так же интересно следить, ибо изначально Дормер был для неё живой легендой-кумиром, на старые дела которого она писала свои дипломные работы. А именно ей суждено вывести легендарного коллегу на чистую воду, когда тот слишком запутается в своих отношениях с подозреваемым…

Как итог: «Бессонница» качественное кино. Думается, что это один из тех редких случаев, когда ремейк смог оказаться даже лучше оригинала.

8 из 10

plus.kinopoisk.ru