Бессонница 2002

Когда на одной съемочной площадке сходятся сразу три лауреата «Оскара», тем более под патронатом одного из самых прогрессивных режиссеров Голливуда — стоит ожидать по-настоящему большого фильма. Кристофер Нолан, на всех парах мчащийся к всемирной популярности, представил свой неординарный взгляд на то, каким должен быть психологический триллер. За основу фильма было взято такое распространенное заболевание, как бессонница. Когда человек всерьез страдает этим явлением, мир действительно может предстать в неожиданном свете. У всякой болезни есть симптомы и сопутствующие факторы, в данном случае каждый из них с полным правом может претендовать на статус рефрена фильма.

Белые ночи

Действие «Бессоницы» разворачивается на холодных и сурово прекрасных просторах Аляски, в городке с говорящим названием Найтмьют (Ночная немота).


я расследования жестоко убитой 17-летней школьницы из Лос-Анжелеса прибывают два опытных детектива. Уилл Дормер и Хэп Экхарт много лет работают в паре, но отношения между ними едва ли тянут на дружеские, скорее просто товарищеские. Очередное дело застает их в очень тревожный момент. Под каждого из копов копает служба собственной безопасности, а ей есть что искать. Помогать матерым следакам приставлена молодая, но перспективная Элли Берр, давняя поклонница Дормера, в полицейских кругах носящего легендарный статус. Дело оказывается очевидным и бригада полицейских оперативно отправляется на задержание подозреваемого, где происходит трагедия. В густом аляскинском тумане Дормер по ошибке застреливает Экхарта. Он решает скрыть этот факт от коллег, но отныне не будет старому волку покоя. Свидетелем происшествия был сам убийца девушки…

Красные глаза

Не проходит и половины фильма, как становится очевидно, перед нами совсем не детективный, а именно психологический триллер. Убийца быстро обнаруживает себя и начинает шантажировать теряющего самообладание Дормера. Наблюдая личность полицейского, встает множество вопросов, главный из которых: почему Уилл не признался коллегам в своем деянии? Случайное убийство во время операции по задержанию преступника — совсем не редкость.


ожно оценить глубину конфликта, растекавшегося между напарниками, но очевидно, что угроза тюрьмы за должностные прегрешения превратила их в скрытых врагов. Хэп мертв, случайно или намеренно, но Уиллу от этого не легче. Человек, съевший собаку на следственном ремесле, издающий книги по криминалистике, становится жертвой хитроумного, но далеко не гениального убийцы. Ситуация ослажняется климатическими особенностями Аляски. Дормер не может спать в белые ночи, обычные в этих местах. Ночь, за ночью, дни смешиваются воедино, прожженный спец на глазах превращается в дерганого субъекта, который перестает отличать друзей от врагов.

Судорожная челюсть

Итак, убийца не сокрыт покровом темноты. Уолтер Финч — способный писатель с педофилическими наклонностями. Более двуличного персонажа не так-то легко сыскать. Обладающий заурядной и располагающей к себе внешностью, он таит в себе дьявольскую изощренность. Можно лишь гадать, попался бы к нему на удочку Дормер, если бы не треклятые белые ночи. Однако, это произошло. Финч оказался не самым изобретательным убийцей, но нелепая случайность позволила ему заиметь «туза» в рукаве. Горе-писатель логично рассудил, что двум убийцам надо хранить секреты друг друга. По всему выходит, что искусству манипуляции Финч учится на ходу, однако так мастерски использовать обстоятельства тоже нужно суметь. Кульминация «Бессонницы» происходит на пароме, где «хороший» и «плохой» сходятся лицом к лицу.


Эмоциональная нестабильность

Две легенды кино, Аль Пачино и Робин Уильямс. Два гения перевоплощения. Их пути различны, но каждый шел к успеху извилистой и ухабистой тропой. И вот созданные ими персонажи сталкиваются сквозь людские массы на заурядном судне. Что общего между блестящим сыщиком и заурядным писателем? Каждый из них не родился преступником, но обагренные в крови руки смывают ментальные различия. Бессонный уже много ночей Дормер с трудом сопротивляется воздействию Финча. Два решения проблемы, отравившей жизнь являются взаимоисключающими. Отправить негодяя за решетку и самому броситься навстречу смертельной опасности? Или пойти с ним на сделку, посадить гнусного, но невиновного бойфренда убитой девушки? До последних кадров этого тягучего, но притягательного фильма мы не получим окончательного ответа.

Кто из великих лучше справился со своей ролью? Пачино как всегда держит высокую планку, его эмоциональная опустошенность завораживающе пугает, ведь от находящегося на грани субъекта не знаешь чего ждать. Сложный, многогранный характер совсем не рядового копа дон Альфредо доносит с фирменной утонченностью.


Но Робин Уильямс понравился все-таки больше. Обладающий простоватой внешностью он выигрывает за счет своего взгляда, в котором переплетаются изощренный интеллект и ледяная решимость никогда не сдаваться. Можно провести параллели с персонажем Кевина Спейси в финчеровском триллере «Семь». Но Уильямс производит гораздо более добродушное впечатление, недаром блестящий комик. Однако, именно эта глубокая двуличность по-настоящему и страшит, ведь от такого заурядного внешне человека не заподозришь в варварском убийстве несовершеннолетней.

Потеря ориентации в пространстве

Ветерком надежды на благополучный исход выступает Элли Берр. Юная, восторженная стажерка, которая, как она считает вытянула счастливый билет. Ее кумир на расстоянии вытянутой руки, она внемлет ему и надеется вырасти в большого профессионала. К счастью, эмоции не застилают ей разум, ее глаза становятся все более печальными по мере того, как открывается правда. Элли сначала пытается бежать от нее, но взяв себя в руки, по дормеровским же лекалам, пойдет в своем расследовании до конца. Ирония судьбы, те заветы, что нарушил сам наставник, против него же может использовать его ученица!


Хилари Суэнк — огромного дарования актриса, и даже в столь специфичной картине она сумела не затеряться, что на фоне таких мастодонтов кино было легче легкого. Метаморфоза, происходящая с ее героиней впечатляет. Сначала веселая и улыбчивая, впоследствии, ее лик приобретает каменный отпечаток. Совсем молодая девушка обнаруживает в себе подлинную твердость и достоинство, которого порой не достает и тертым калачам.

«Я хочу спать»

Фильм отличается мрачностью пейзажа. Бесконечная белая ночь способна раздавить даже железную психику. Нолан использовал целый арсенал приемов, которые заставят смотрящего ощутить ту гнетущую обстановку, в которой пребывают главные герои. Что же вышло у английского режиссера? Кино способно понравиться явно не каждому. Перед нами полноценный арт-хаус с глубокой мыслью и тонким воплощением. Изрядно затянутый, слишком пессимистичный, но красочный и с умом реализованный. Заслуженный успех заслуженной команды

8,5 из 10

P.S. Памяти Робина Уильямса

plus.kinopoisk.ru