Бессонница 2002

Русскоязычный трейлер к «Бессоннице» Кристофера Нолана черным по белому гласит — жанр фильма не детектив и даже не триллер — это психологическая драма!

Это картина для вдумчивого и внимательного зрителя с неторопливым течением сюжета, содержательными диалогами и философским подтекстом — кто хочет аттракцион мелькающих картинок с расчлененкой и морями крови — проходим мимо.

 — Всё имеет смысл. Маленькая ложь, маленькое правонарушение. Человек выдаёт себя в мелочах. Их не стоит недооценивать.

В «Бессоннице» Нолан проводит зрителя по тёмным лабиринтам души своих героев и делает это на подсознательном уровне, добавляя кучу мелких деталей, подсказок, которые очень тонко и четко делают своё дело в фильме и если ты зритель, смог их уловить и расшифровать — вот в этом самый кайф и в этом смысл его картин. Сон во сне, как в фильме «Начало» или заковыристый «Помни».


«Бессонница» — это третий фильм Нолана, который принято считать всего лишь «репетицией», где он разогревался доводя до идеала и оттачивая своё мастерство. Но это колоссальное заблуждение! Картина намного интересней, при ближайшем рассмотрении и глубже по замыслу и идее, чем может показаться на первый взгляд. Здесь важно слушать внимательно, то о чем говорят герои и запоминать каждую деталь, даже каждое движение персонажей ибо в этом скрыто понимание их действий и поступков и всего того, что происходит у них внутри.

Nightmute — название городка в котором развернулись события фильма. В переводе — ночное безмолвие или ночная тишина. Всё от начала и до финальных титров — это ребус, который замаскирован под обычный среднестатистический ничем ни примечательный детективный сюжет с убийством и маньяком. Особая атмосфера всегда присутствует во всех фильмах Нолана, но вот в «Бессоннице» — это просто погружение в тягучее и липкое что-то, что как туман окутывает тебя и убаюкивает, пытаясь усыпить бдительность и сбить с толку… Великолепнейшие пейзажи сказочной природы Аляски (чего стоит только дом у ледника Финча) снял на натуре талантливый оператор Уолли Пфистер, а совершенно неземной саунд Девида Джулиана вместе с этим создаёт шикарную нужную атмосферу, чтоб окунуться в нее с головой на 2 часа хронометража вместе с героями.


«На Аляске живут два вида людей, те кто здесь родились и те, что приехали сюда, что б забыть прошлое. Я здесь не родилась.»

Диалоги выверены до единого слова. В каждом — свой смысл и готовая цитата. Так цель оправдывает средства? Кто и как сможет на это ответить? Нолан ведет со зрителем диалог при помощи персонажей своих фильмов. Он не даёт ответы, а задаёт вопросы, те которые мы сами боимся себе задать. Этим заставляя задуматься о многом в своей жизни. Как теперь выпутаться из это? Что предпринимать дальше? И Дормер всё больше и больше погружается в этот мрак. Свет или тьма? День или ночь? «Белые ночи», подчеркивают и усиливают эффект его внутренней борьбы, то как он пытается переходить то на одну, то на другую сторону.

— Здесь так чертовски светло.
— Нет. Здесь темно.

Игра со светом в картине поражает. Все время Дормер мучается от этого, он «закрывается» от света, как в прямом так и в переносном смысле (заклеивает скотчем, опускает штору) свет струиться из всех щелей в комнате отеля. Он хватает все, что попадаются под руку вещи и закрывает этим окно, как только можно стараясь избавиться отгородиться, но свет проникает даже через малюсенькие отверстия сводя его с ума.


— Ты хороший человек, только ты забыл об этом.

Мощный финал картины… и снова вопрос. Могло ли всё закончиться для героев по другому? А может это лишь сон и ничего на самом деле не происходило, а их самолёт всё еще летит где-то над бескрайней ледяной пустыней Аляски?

Любой может оступиться, но не каждый может с этим жить. Потому, что когда ты преступаешь черту, однажды ступив на «тёмную сторону», даже руководствуясь благими намерениями, то тьма проникает в тебя и остаётся внутри навсегда, поджидая удобный момент, чтобы нанести очередной удар. Тонкая грань между добром и злом — вот это суть фильма. Извечная, многовековая борьба и выбор, который каждый из нас делает ежеминутно…

10 из 10

plus.kinopoisk.ru